"Клянешься ли ты слушаться и почитать своих наставников и начальников, подметать чердаки, прясть паклю, бить в бубен, визжать, выть, летать, варить, подмазывать, сосать, поддувать, жарить – всякий раз, как тебе прикажут?
– Клянусь!
– В таком случае, милая, ты уже ведьма. В добрый час!"
(Ф. Гойя, подпись к офорту № 70 из серии "Капричос")
Вот уж точно: не было ничего проще, чем стать ведьмой во времена, когда нечистой силы вокруг было видимо-невидимо. Нечисть, если верить многочисленным средневековым историям, тучами роилась везде и всюду, особенно возле праведников и людей благочестивых и богобоязненных, а рядом с монашескими кельями она прямо-таки кишмя кишела. Монах Цезарий Гейстербахский, написавший в XIII веке книгу "Рассказы о чудесах", описывает чертей, которых он видел на чересчур длинном шлейфе щеголихи: ростом с крысу и черные как эфиопы, черти ехидно склабились, скакали и хлопали в ладоши. Жизнь монаха, по мнению преподобного Цезария, состоит в непрерывной борьбе с демонами, покушающимися на его святую душу. Дьявольские отродья доходят до того, что дерутся с монахом на кулачках или волокут его за ноги по земле, дабы отвратить от исполнения духовных обетов или совершения душеспасительных дел. Повседневную жизнь они отравляют мелкими пакостями: то буквы в молитвеннике закроют во время чтения, то страницу перевернут, то свечу задуют – мол, хватит душу спасать, спать иди! А во время богослужения черти напяливают на лицо монаха конскую узду, чтобы он заснул и проповеди не слышал. Короче, всякое уклонение монаха от своих обязанностей – это проделки нечистого.
Но особые отношения связывали дьявола с женщиной. Ибо кто такая женщина? Сосуд нечестивый, врата адовы, искушение бесовское, плоть порочная, вместилище похоти, вечный соблазн, виновница грехопадения, источник греха и всяческой скверны – тьфу, тьфу, тьфу, изыди, поганая! Уже то, что она готова при каждом удобном случае краситься и наряжаться непотребно, свидетельствует о легкости, с какой она становится жертвой дьявольского наущения. Дьявол так и ждет, только и караулит минуту женской слабости, чтобы соблазнить, увлечь, заманить и сделать своей пособницей. Не успела оглянуться, как уже летишь на метле, кочерге, лопате или другом походящем предмете, а в лицо тебе бьет пьянящий ветер грешных земных просторов (см. далее у Булгакова).
Посвящение в ведьмы происходило в любой ближайшей колдобоине или навозной куче – нечто вроде крещения в купели с кипящей водой. На теле у ведьмы оставалась особая отметина от прикосновения дьявола – место, не чувствительное к боли. (Чтобы определить, ведьма это или нет, святые инквизиторы вгоняли подозреваемым длинные иглы в тело – и не дай Бог не закричать! Впрочем, на этот случай у святых отцов были другие методы выбивания признания). К новоиспеченной ведьме приставлялся черт в роли любовника и помощника: он имел обыкновение влетать в дом через печную трубу в виде огненного смерча. Вообще печная труба – нормальный ход для ведьм, потому что все, что делается задом наперед – от лукавого. Ведьма обучалась многочисленным вредоносным действиям и дьявольским козням: она могла насылать бесплодие, подсовывая под кровать специальные травы; могла, дохнув, навеки околдовать, извести, иссушить; могла завязать жертве шнурки так, что мужчина превращался в женщину и наоборот; могла также отобрать чародейским способом главный член тела у мужчины. В знаменитом "Молоте ведьм" описан такой случай, когда мужчина, колдовством лишенный своего детородного органа, прижучил ведьму и заставил ее вернуть отнятое обратно. Ведьма велела ему залезть на дерево и пошарить в дупле. Там оказалось много этих штук (настоящих, а не пластмассовых), и мужчина, естественно, выбрал самый большой. Время от времени ведьмы слетались на шабаш. Это была обязаловка: не явившаяся страшно мучилась всю ночь, вплоть до летального исхода. Ведьма мазалась особой мазью, в состав которой входил жир или печень новорожденных младенцев (по другим источникам – кровь летучей мыши и галлюциногены), потом выкрикивала "Взвейся вверх и никуда!" и, оседлав свой летательный аппарат, мчалась к месту сбора. Шабаш происходил в уединенном месте – на покинутом кладбище, вокруг виселицы, в развалинах замка или в любой другой пустынной местности. Шабаш – это вершина глумления над христианской верой, вершина разврата и преступления. На шабаше появлялся сам Дьявол – черный козел с крыльями летучей мыши, между рогами у него горел синий огонь в форме еврейской буквы "шин". Он, понятное дело, жестоко вонял серой. Каждая ведьма должна была выразить ему свое почтение, поцеловав его в зад: целование было особой церемонией начала шабаша. Затем Дьявол на глазах у всех лишал невинности какую-нибудь юную ведьму, после чего происходила черная месса – католическое богослужение, прочитанное задом наперед. Алтарем служил живот только что испорченной девственницы: на него возлагался сосуд с кровью новорожденных младенцев. Заранее приготовленные кусочки святого причастия мазали кровью все той же бывшей девственницы и поедали. Короче, святотатствовали и издевались над церковными обрядами как только могли – чудовищной извращенности не было предела. Завершался шабаш дикой оргией и бешеной пляской, после чего ведьмы удовлетворенно расползались по домам. Не могу не отметить, что русские ведьмы ни в какое сравнение не идут с западноевропейскими, они куда менее злобные и скверные. В России ведьмы были свойские, деревенские, простые, и шабаш у них – на лысых горах или на росстанях дорог – больше похож был на веселую гульбу и пьянку, чем на похабное осквернение веры. Занимались они в основном отдаиванием молока у чужих коров, любовными присухами да наведением порчи. На помеле через печные трубы они тоже, правда, летали и с чертями, само собой, близко знались. По части любовной присухи клиентура у них была обильная. Например, обещал соседский мужик взять замуж, да и обманул. Куда идти? К ворожее! Ворожея велит принести лоскут от рубахи обманщика – она-де попросит звонаря на веревку от колокола его повесить: как зачнет колокол звонить, так найдет тоска на злодея, он обратно и прибежит. А если надо полюбившегося красавца деревенского окрутить – ведьма посылает на него присуху "в тело белое, в печень черную, в голову буйную, в серединную жилу и во все семьдесят жил, и во все семьдесят суставов, в самую любовную кость"! Да чтоб "нельзя было ни в питье запить, ни в еде заесть, сном не заспать, гульбой не загулять, слезами не заплакать". Заподозренную в ведовстве и злокозненных действиях "бабу богомерзкую" мужики саморучно лупили, да этим обычно и ограничивались. Во время бедствий, правда, озлобление возрастало: когда в XV веке в Пскове свирепствовала моровая язва, там были сожжены 12 "вещих жонок", обвиненных в наведении болезни. Были и другие случаи сожжения: при царе Алексее спалили на срубе вместе с чародейственными бумагами и кореньями старицу Олену, которая созналась, что портила людей и учила ведовству. Но все же гонение на ведьм в России не разрослось до европейских глобальных масштабов.
До XIII века в Европе в ведьм официально не верили, руководствуясь вердиктом Падерборнского собора 785 года: "Кто, ослепленный дьяволом, подобно язычнику, будет верить, что кто-либо может быть ведьмой, и на основании этого сожжет ее, тот подлежит смертной казни". Но вот сам Фома Аквинский, прославленный учитель церкви, объявил во всеуслышание, что ведьмы существуют и вредят своими кознями, и в год его смерти – 1264 – состоялось первое судилище над ведьмами с последующим сожжением в Лангедоке. И пошло-поехало. Как легко было сделаться ведьмой, так же легко стало попасть под трибунал. Монахи ордена св. Доминика, специально учрежденного для борьбы с еретиками, допрашивали обвиняемых с помощью испытанных средств – дыбы, "испанского сапожка", каленого железа и проч., после чего передавали сознавшихся светским властям для наказания "без пролития крови".
В Линдгейме 6 женщин были обвинены в том, что вырыли труп младенца для колдовских нечестивых целей, в чем и сознались под пытками. Муж одной из них настоял – невероятный случай! – на том, чтобы могила младенца была разрыта в присутствии судей. Труп оказался на месте, но что ж с того? Женщины-то сознались, а нетронутый труп – дьявольское наваждение! Несчастных сожгли. Знатную старую даму из Тулузы обвинили в том, что когда-то она имела сношения с чертом, от коего родила чудовище и вскармливала его мясом похищаемых детей. Хотя, будучи двух лет от роду, мифическое чудовище бесследно исчезло и никаких доказательств его существования не нашлось, даму сожгли. Под подозрением были все сколько-нибудь заметные особы женского пола – слишком красивые или слишком безобразные, слишком высокие или низкие, слишком умные или кликуши. В XVI-XVII веках ведьм жгли сотнями: в 1582 году в Страсбурге были сожжены 134 ведьмы, а в 1577 году в Тулузе – 400 ведьм. Всего за годы повальных чисток погибло несколько тысяч женщин: говорят, в Германии встречались округа, где, после нескольких лет борьбы, оставалось по 2-3 женщины.
Жестокие времена, жестокие методы – но все это, заметьте, ради высокой цели нравственного обновления общества! Ведьма была однозначно отрицательным персонажем, злодейкой, чье существование – угроза предустановленной морали, общественному порядку и светлому будущему. По поводу последнего уже в начале XX века автор популярной брошюрки, предназначенной необразованному народонаселению, писал так: "Кто борется за лучший общественный порядок, тот тем самым борется и с нечистой силой. И наоборот: кто хочет освободить людей от гнета нечистой силы, тот должен бороться за полное уничтожение бедности и связанного с ней невежества, то есть за лучший общественный строй". Очень характерная для начала века мешанина христианской нетерпимости и социально-коммунистической утопии, фундамент которой – знакомая оппозиция "святое – бесовское", "моральное – аморальное", "капитализм – коммунизм" и т.д. Определенность нравственной оппозиции была формой мышления и проистекала из представлений о существовании двух взаимоисключающих миров – сакрального и профанного, духовного и телесного, добродетельного и греховного, угнетателей и угнетенных, или вообще черных и белых. Перемена образа мысли была простой переменой знака ("+ "на "–", и наоборот), поэтому и средства борьбы с инакомыслием были предельно просты – тотальный террор и полное уничтожение (чтоб и духу его здесь не было!). Одним словом, ненависть средневекового прелата к еретику или сектанту абсолютно идентична ненависти чиновника (любого ранга и любой страны XX века) к джазмену, хиппи или диссиденту. Так что история ведьм и ведовства – это история европейского мировоззрения в мелком масштабе.
Часть 2. В свете современности
Свобода – это осознанная необходимость.
(Афоризм К.Маркса)
Хочешь быть счастливым – будь им.
(Афоризм К.Пруткова)
Утопия Маркса–Энгельса–Ленина, к счастью, не осуществилась, но кое-что все же изменилось. Вольнодумство превратилось в плюрализм мнений, а "подземный смех" – в гласность, свободу самореализации и вероисповедания. Независимый индивидуум, который плевать хотел на фиксированные моральные оценки, выбирает для исповедания все, что ему заблагорассудится. Например, становится ведьмой.
Но теперь это уже не так просто, как 500 лет назад. Потому что магия и колдовство, в связи с ускорением научно-технического прогресса и НТР, стали "наукой и искусством вызывать изменения в соответствии с волей" посредством выхода в астрал. Научиться колдовству можно по многочисленным пособиям импортных и отечественных авторов, в изобилии издающихся в последние 10 лет. Одно мне особенно понравилось, оно называется "Искусство колдовства. Практическое руководство для ведьм, колдунов и шабашей ведьм". Очень толковый, между прочим, учебник, написанный практичным американцем, которого зовут не то Пол Хейзон, не то Пол Хасон – латинского написания имени переводчики почему-то не удосужились оставить на титуле. Книжечка выдержала уже как минимум два издания, и она меня настолько привлекла, что я чуть было не стала ведьмой, но, убоявшись бездны премудрости, а также немаленьких материальных затрат, отступила.
Итак, если вы хотите стать ведьмой, то для начала нужно сделать символический жест, означающий ваш "разрыв со старыми ограничениями и препятствиями, которые в прошлом были главными помехами для развития ваших сил". То есть надо прочитать "Отче наш" наоборот. Текст "в фонетически удобной форме" прилагается. Прочитали? Поздравляю вас, вы – ведьма! Теперь начинаем приобретать основную колдовскую силу. Она приобретается при исполнении трех правил, или качеств, которые нужно упорно тренировать. Это "сильное злобное воображение, огненная воля, непоколебимая вера и соблюдение тайны". Признаюсь, что с этого места книга показалась мне захватывающей: вот образчик безотказного действия силы слова!Ведьма гоняет овец
Оттачивая волю и внушая себе уверенность в своих силах вплоть до "временной мании величия", нужно заняться изготовлением и приобретением ведьминского антуража. Вам понадобится отдельная комната – рабочий кабинет ведьмы, окутанный "загадочностью, мистикой и ужасом, необходимыми для того, чтобы ваши черные соки начали течь". Для достижения искомого впечатления надо приобрести как можно больше колдовских безделушек: уродливые статуэтки, маски дьявола с тихоокеанских островов, астрологические гравюры и прочее в том же духе. Все это можно изготовить и собственноручно – тогда ваш дизайн будет выглядеть еще более устрашающим. После этого вы выбираете себе наводящее жуть колдовское имя и приобретаете специальные ведьминские драгоценности: ожерелье, браслет, кольцо и подвеску. Кольцо удобнее использовать полое, чтобы держать в нем яд или другие необходимые снадобья. Кроме того, вам понадобится специальная одежда. Многие практикующие ведьмы предпочитают работать голыми, освобождая себя от мирских забот и полового торможения, но на всякий случай накидку надо иметь. Она изготовляется из куска шелка (любого цвета, хотя черный, без сомнения, лучше всего) простым вырезанием дыры для головы. Накидка подпоясывается колдовским шнуром.Ведьма, в натуре колдующая
Когда ваш прикид будет готов, приступайте к изготовлению комплекта колдовских инструментов, а именно: двух ножей (с черной и белой ручкой), кубка, кадильницы, жезла, магического зеркала или кристалла, подсвечников, пентаграммы, мандрагоры, талисманов, любовных напитков, амулетов и прочего, необходимого в вашем нелегком ремесле. Это займет много времени и рассеет серую скуку будней, вынудившую вас стать адептом чародейного словоблудия.
Итак, вы прошли все подготовительные этапы и готовы к совершению колдовских ритуалов. Простейшие из них подробно описаны в указанном руководстве, они также сопровождены текстами заклятий и заклинаний. Далеко не все из них надо учить наизусть, многие вы создадите сами и запишете их в свою зловещую книгу заклинаний – обязательный атрибут уважающей себя ведьмы. Заклинания действуют только тогда, когда получают сильный импульс вашей индивидуальной, хорошо тренированной воли, поэтому для удачного колдовства годятся любые мантры собственного изобретения, главное – начинить их истекающей из вас колдовской силой. Один из рецептов потрясающе действенного любовного колдовства прямо так и называется: посылание чар посредством излучения колдовской энергии. Заманив свою жертву к себе домой – то есть, извините, в берлогу ведьмы, предварительно окуренную любовным ладаном, до отвала накормите ее приворотными зельями, напоите любовными напитками, а потом, когда она расслабится, начните ее непринужденно изучать взглядом василиска. Это называется техника глаз – вы должны поймать взгляд жертвы и не отпускать его. Если это вам не удалось, переходите к технике рук – под каким-нибудь предлогом коснитесь жертвы вашего обольщения и влейте ей через контакт смертельную дозу вашей концентрированной энергии. Если опять не вышло, используйте технику дыхания: дышите жертве прямо в рот, не забывая излучать колдовскую энергию. Если и на этот раз вы потерпели неудачу, немедленно начинайте беседу на тему секса. Я думаю, тут-то до вашей туповатой жертвы должно, наконец, доехать, чего вы от нее хотите.
Разумеется, любовное соблазнение – это только одна из точек приложения раскрепостившихся сил ведьмы. Настоящая ведьма должна уметь делать все – вызывать духов, насылать болезни, предсказывать будущее и т.п., не забывая, что для разрушительных деяний подходит только убывающая, а для созидательных – возрастающая луна. Никаких других различий между ними нет, а сходство в том, что вы используете создаваемые вами энергетические сгустки, ваших посланников, объекты вашей власти и неустанного контроля. Каким богам вы при этом поклоняетесь и как называете ваших астральных помощников – сугубо фиолетово всем, кроме вас. Абсолютная свобода в выборе кумиров, предполагающая отсутствие моральных ориентиров, – это и есть основное правило новейшей колдовской науки. Индивидуальная самовыражающаяся сила и воля – вот что важнее всего для современной ведьмы, и никакой исключительной дьявольской поддержки ей не положено. Это и не удивительно в свете достижений эмансипации: нынешняя женщина – это совсем не то, что какая-нибудь средневековая клуша, которой непременно нужен был дьявол в качестве всемогущего любовника.
Последствия колдовских деяний падают на голову самой ведьмы, что отнюдь не должно ее пугать. Современная ведьма нисколько не боится разоблачения, так как ее деятельность не считается нелегальной. Самое большее, что ей грозит – судебный иск по обвинению в намеренном запугивании жертвы: она вынуждена будет возместить убытки в случае, если одна из ее восковых шаманских кукол, утыканная булавками, будет представлена суду как реальная улика. Другое дело – вероломное нападение какого-нибудь враждебно настроенного колдуна или воспылавшей ненавистью ведьмы, но на этот случай существует контрмагия, дающая средства защиты. И ведь что такое жизнь без риска! Щекочущее ощущение опасности, острое чувство причастности к таинственному составляют ежедневное меню ведьминского существования, которое можно разделить с единомышленниками. Если таковых наберется 13 человек, они организуют шабаш с соответствующей иерархией, магической символикой и прочей увлекательной чепухой. Шабаш вырабатывает собственные ритуалы и теоретическую базу, становясь разработчиком и органом распространения оккультных наук. Вот где можно развернуться продвинутому в лукавом мудрствовании индивидууму!Сожжение ведьмы на костре - любимое развлечение средневековой инквизиции
Но – стоп! Тому, кто, подобно мне, не достиг еще глубин и высот эзотерики, на этом месте стоит притормозить и воздержаться от кощунственных выводов. Но я, тем не менее, намерена сделать кое-какие обобщения, по возможности минуя дебри оккультизма. Свобода личности естественно воспринимается нами как свобода от двучленной оппозиции хорошего и плохого, под кои дефиниции, как уже говорилось, можно подвести все что угодно. Не только люди праздные, заваленные под самую крышу хлебом насущным, но и просто любопытствующие, а тем паче в меру размышляющие рыщут в поисках чего-то такого, что стояло бы за рамками навязшей в зубах антиномии запретного и позволенного. Обыватель (т.е. тот, кто просто живет, "бывает") хотел бы связывать чудесным образом обретенную свободу – для пущей ясности понятия – с чем-то определенным, конкретным и по возможности необычайным. Оккультизм во всех формах – чрезвычайно подходящая для этой цели штука, поражающая ярким блеском взгляд, приученный к однообразной идейности тоталитаризма. И если для Запада занятия оккультизмом – один из способов поднятия уровня адреналина и изгнания повседневной обеспеченной скуки в потугах самовыражения, то для России это – символ свободы личности, доходящей, по старой доброй традиции, до анархизма.
В уже цитированном учебнике ведьминского мастерства описан обряд Великого колдовства с восковой куклой. Ведьма должна распалять себя безудержным гневом, злобной ненавистью, мстительным бешенством, испытывать ужасные и очень сильные чувства, вонзая булавку в сердце жертвы. У меня мурашки ползли по позвоночнику при чтении о деталях обряда. Интересно, насколько результативно это действо? Но еще интереснее было бы узнать, что, в конце концов, предпочтительнее для народонаселения: четкое представление о нравственном миропорядке (с обязательным знанием идейного врага) или ничем не сдерживаемое, без опор и границ, мчащееся в неизвестном направлении, мутно-твердолобое, непрошибаемое самовыражение?
Источник