-–убрики

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 16.04.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 13712



 атастрофа аэростата Ђќрненї.

¬оскресенье, 03 »юл€ 2011 г. 17:07 + в цитатник
Ћетом 1897 года в просторах —еверного Ћедовитого океана на пути к —еверному полюсу бесследно исчез шведский аэростат Ђќрненї (Ђќрелї) и его экипаж Ч пол€рные исследователи —оломон јвгуст јндрэ,  нут ‘ренкель и Ќильс —триндберг.

»сследователей давно манил —еверный полюс Ч точка «емли, где воображаема€ ось вращени€ планеты пересекает земную поверхность. Ќа нем нет ни географической долготы и широты, ни делени€ времени на дни и ночи.

Ќо проходили годы, а —еверный полюс оставалс€ недоступным. Ќи корабли, ни санные упр€жки не могли достичь заветной цели.
¬ 1845 году французский аэронавт ƒюпюи ƒелькур высказал идею о возможности достижени€ полюса на воздушном шаре. Ќо тогда это было слишком смелым предложением.
¬ августе 1871 года на заседании I ћеждународного географического конгресса (јнтверпен) известный французский физик и химик «ильберман изложил свой план покорени€ —еверного полюса. ‘ранцузский ученый планировал сначала отправитьс€ к берегам √ренландии, а там с борта судна подн€тьс€ на монгольфьере и лететь к полюсу.
¬ марте следующего года, на заседании ѕарижского географического общества вновь обсуждалс€ проект достижени€ —еверного полюса на воздушном шаре. ‘ранцузский аэронавт —ивель собиралс€ на корабле проникнуть как можно дальше за ѕол€рный круг и затем при попутном ветре отправитьс€ на аэростате к полюсу.
¬ 1890 году очередной план покорени€ —еверного полюса представили французские аэронавты Ёрмит и Ѕезансон. ”вы, ѕарижское воздухоплавательное общество его не одобрило.
„уть позже о своем намерении достичь полюса на аэростате за€вил шведский аэронавт инженер —оломон јвгуст јндрэ. ¬ его поддержку в феврале 1895 года на собрании јкадемии наук Ўвеции выступил знаменитый ученый Ёрик Ќорденшельд.
ѕервые уроки воздухоплавани€ јндрэ получил в двадцать два года, во врем€ поездки на ¬семирную выставку в јмерику. ≈го учителем стал известный американский воздухоплаватель ”айз.
¬есной 1893 года јндрэ получил в свое распор€жение аэростат Ђ—веаї, на котором в одиночку совершил дев€ть полетов, изуча€ температуру, влажность и состав воздуха на различных высотах, характер воздушных течений, фотографиру€, Ч всего он провел около четырехсот наблюдений. ¬ полетах на Ђ—веаї, управл€€ парусами и гайдропами, јндрэ нередко отклон€лс€ от направлени€ ветра на 30, а временами даже на 40 градусов!
ЂЁкспедици€ отправитс€ из ≈вропы в начале лета 1896 года с таким расчетом, чтобы в июне достигнуть норвежских островов, лежащих в северо западной части Ўпицбергена, Ч сообщал о своих планах јндрэ. Ч Ќа одном из норвежских островов или каком либо другом подход€щем месте будет построено укрытие дл€ шара. —коро ли удастс€ достичь полюса, зависит, конечно, от скорости и направлени€ ветра. ѕри наиболее благопри€тных обсто€тельствах это может быть исполнено за очень короткое врем€ї.
ѕокорив полюс, јндрэ хотел добратьс€ до обитаемых районов на северо западе —еверной јмерики или на северо востоке јзии. √лавна€ цель экспедиции Ч исследование пол€рных стран, в первую очередь центральных, наиболее труднодоступных областей јрктики. ќдновременно с географическими исследовани€ми намечались различные физико метеорологические наблюдени€.
«а несколько мес€цев до полета јндрэ не сомневалс€ в благополучном возвращении аэронавтов даже в случае вынужденной посадки в Ћедовитом океане. Ђ¬еро€тность этого, конечно, не исключена, Ч говорил отважный воздухоплаватель. Ч ¬ таком случае нас можно сравнить со вс€кой другой экспедицией на сан€х, и единственна€ разница Ч что мы пролетим вперед на шаре, а возвратимс€ на сан€х или в лодке. Ќо у нас есть большое преимущество перед обычными санными экспедици€ми: благодар€ быстроте продвижени€ вперед мы можем вз€ть с собой столько провианта дл€ обратного пути, сколько другим надо было брать в оба конца. ѕо той же причине мы сохраним свои физические силы и у нас будет моральна€ поддержка, заключающа€с€ в том, что все преп€тстви€ на пути к полюсу остались позади и мы направл€емс€ к обитаемым земл€мї.
ѕроект јндрэ поддержан Ўведским географическим обществом, французской јкадемией наук, ѕарижским воздухоплавательным обществом и VI ћеждународным географическим конгрессом, проходившим в Ћондоне.
Ёкспедици€ снар€жалась под покровительством корол€ ќскара II; изобретател€ динамита и будущего основател€ фонда Ќобелевских премий јльфреда Ќобел€ и барона ќскара ƒиксона, чье им€ носит остров ƒиксон.
ѕроект аэростата, названного Ђќрненї (Ђќрелї), разработал сам јндрэ. ѕостроить шар поручили знаменитой мастерской Ћашамбра в ѕариже.
ќболочка аэростата скроена из легкого, прочного китайского шелка. ¬ерхн€€ ее часть трехслойна€, с шелковым лакированным чехлом, не бо€щимс€, как наде€лись аэронавты, влажных туманов и снега. Ўар имел диаметр 20, 5 метра и вмещал около 5000 кубических метров водорода. ќснащен научными и навигационными приборами и инструментами.
— помощью гайдропов шар уравновешивалс€ так, что мог идти на высоте 200Ч250 метров над уровнем мор€ Ч ниже облаков, но выше тумана. ќбщий вес трех гайдропов Ђќрненаї составл€л 850 килограммов. „тобы они не намокали и легче скользили по льду и воде, их смазали вазелином.  роме того, по бокам шара располагалось восемь балластных канатов по 70 метров.
“ри небольших паруса в сочетании с гайдропами позвол€ли измен€ть направление полета на 25Ч30 градусов от направлени€ ветра.
¬есной 1896 года јндрэ со своими спутниками и всем необходимым снар€жением на пароходе прибыли на остров ƒанске, на северо западе Ўпицбергена. ћеста эти были знакомы јндрэ по предыдущей его экспедиции Ч в 1882Ч1883 годах. «десь путешественники разбили лагерь, построили ангар дл€ Ђќрненаї.
ѕопутного ветра долго не было, поэтому 12 августа экипаж Ђќрненаї вернулс€ на материк.
¬ мае следующего года аэронавты снова отправл€ютс€ на остров. Ќаполнив шар водородом, они ждут благопри€тного ветра.
Ќаступило воскресенье 11 июл€ 1897 года, €сное и солнечное. ƒул свежий, порывистый ветер. ¬ восемь часов утра начались спешные приготовлени€ к подъему. ѕо распор€жению јндрэ выпустили два пробных шара пилота. ќни полетели в желаемом направлении. “ут же подвешиваетс€ гондола Ђќрненаї. јэронавты, быстро простившись с провожающими, занимают свои места.
¬ 14.35 шар взлетает. Ќо уже через несколько секунд после старта Ђќрненаї вы€сн€етс€, что гайдропы, столь необходимые воздушным путешественникам, остались на земле; виной всему спешка.
≈два шар подн€лс€, как его понесло на скалы.   счастью, в последний момент ветер изменил направление. Ќо тут же новый, внезапно ударивший сверху шквал швырнул аэростат с высоты так, что гондола его на несколько секунд окунулась в море. ѕосле того как аэронавты сбросили несколько мешков балласта, шар стремительно взмыл на высоту 800 метров и со скоростью 25 километров в час понесс€ над океаном.
Ђјндрэ сказал нам, чтобы мы не беспокоились, если о нем не будет известий в течение целого года; он может спуститьс€ в таком месте, откуда вс€кие сообщени€ невозможны, и провести зиму у лапландцев или эскимосов или в пустынной стране, предоставленный самому себе, а может вернутьс€ на родину только в следующем годуї, Ч вспоминал ћашюрон, участник экспедиции на остров ƒанске.
ѕрошло несколько мес€цев, прежде чем на поиски пропавшей экспедиции јндрэ отправились спасательные отр€ды. ¬рем€ от времени газеты сообщали сенсационные новости о том, что найден шар и его экипаж. Ќаходились даже свидетели, €кобы видевшие јндрэ. ”вы, подлинные документы экспедиции Ч дневник јндрэ, записные книжки —триндберга, фотографии Ч вместе с останками аэронавтов случайно были найдены лишь в 1930 году на острове Ѕелом, наход€щемс€ примерно на полпути между Ўпицбергеном и «емлей ‘ранца »осифа.
„то произошло с Ђќрненомї и его отважным экипажем? ¬ первое врем€ вместо намеченных 200Ч250 метров путешественники летели при попутном ветре, на высоте 500Ч600 метров, а иногда и выше. ¬ шестом часу дн€ 11 июл€ аэронавты выпустили четверку почтовых голубей (ни одна птица не достигла родных мест). ѕотом сбросили первый буй; после 1142 дневного дрейфа в океане он подобран у берегов Ќорвегии. ЂЌаше путешествие до сих пор идет хорошоЕ Ч сообщали аэронавты. Ч ѕрекрасна€ погода. —осто€ние духа превосходноеї.
јэростат продолжает лететь над тонким слоем облаков; через них не€сно просвечивает лед. ¬ысота полета увеличиваетс€ до 700 метров; температура воздуха +1 градус; вокруг тишина и безмолвие.
¬ечером, в половине дес€того, аэронавты определ€ют магнитный курс: северо восточный, 45 градусов.
–овно в 22 часа, когда в просвете между облаками показалс€ лед, удалось вновь определить курс: северо восточный, 60 градусов. Ќезадолго перед тем шар снизилс€ и летел теперь над самой верхней кромкой облаков. ќпаса€сь провалитьс€ в облака и лишитьс€ спасительных солнечных лучей, аэронавты сбрасывают часть балласта.
Ќо к полуночи высота полета снова падает, и шар накрывает т€жела€ туча. —нижение началось сразу же, как только аэростат вошел в тень этой тучи.   четверти первого шар снижаетс€ настолько, что самодельные гайдропы, сделанные из канатов, вз€тых в качестве балласта, касаютс€ поверхности льда: с 500 метров шар проваливаетс€ на высоту 20 метров. Ђќрненї медленно продвигаетс€ в тумане. Ђ—олнце скрылось, но мы не тер€ем мужестваї, Ч отмечает Ќильс —триндберг.
¬ час ночи снова сбрасываетс€ балласт. “уман вокруг Ђќрненаї все больше сгущаетс€.
¬о втором часу ночи 12 июл€ шар неподвижно застыл на одном месте Ч штиль. Ќо вскоре слабые порывы ветра начинают сносить шар на запад.
¬ шесть часов утра Ђќрненї снова останавливаетс€; через сорок минут продолжает путь на запад Ч сильно от€желевший, с оболочки капает вода.
ƒнем шар опускаетс€ настолько низко, что гондола дважды удар€етс€ о лед. јэронавты, стара€сь хоть как то облегчить шар, выбрасывают остатки балласта, железный €корь, последний буйЕ Ќо гондола снова и снова бьетс€ о льды.
Ќесмотр€ на отча€нное положение, аэронавты продолжают вести наблюдени€.
Ђ—егодн€ нам пришлось выбросить много балласта и мы совсем не спали, не могли даже хоть немного отдохнуть из за досадных толчков; выносить это дальше мы были не в состо€нии. я послал спать —триндберга и ‘ренкел€Е ѕосле этого € попробую сам отдохнутьЕ
ƒовольно таки странное чувство парить вот так над пол€рным морем.
ѕервым пролетать здесь на воздушном шаре. —коро ли по€в€тс€ у нас последователи? —очтут ли нас сумасшедшими или последуют нашему примеру? Ќе стану отрицать, что все трое мы испытываем горделивое чувство. ћы считаем, что спокойно можем прин€ть смерть, сделав то, что мы сделалиї, Ч записывает јндрэ.
¬ дес€ть часов вечера Ђќрненї снова останавливаетс€ и всю ночь с 12 на 13 е держитс€ на месте.
¬ половине четвертого ветер несколько усиливаетс€. ќколо дев€ти часов туман рассеиваетс€, показываетс€ солнце. јэронавты тороп€тс€ определить свое местонахождение Ч 82 градуса северной широты и 16 градусов восточной долготы.
—нова полет; но в воздухе похолодало, мокрые канаты обледенели.
¬о второй половине дн€, попав в туман, Ђќрненї вновь начинает задевать гондолой о торосы. » чем дальше, тем хуже становитс€ положение аэронавтов. ¬ечером в гондоле вспыхивает пожар. — огнем удалось быстро справитьс€. ќднако јндрэ при этом сильно ушиб голову. »з за частых ударов гондолы о лед сильно разболелась голова и у —триндберга. » все же по прежнему вместе с ‘ренкелем он продолжает вести наблюдени€.
ѕоследние часы дрейфа. ”тром 14 июл€ 1897 года, после 65 часов полета, јндрэ, —триндберг и ‘ренкель оставл€ют гондолу Ђќрненаї. јэронавты высаживаютс€ на дрейфующие льды в точке с координатами 82 градуса 56 минут северной широты и 29 градусов 52 минуты восточной долготы Ч в 300 километрах от ближайшего, берега.
22 июл€ путешественники выступают в санный поход. —пуст€ два мес€ца, после неверо€тно т€желого пути по ледовым просторам, они достигли острова Ѕелого, одного из самых диких уголков ѕол€рного бассейна, и, пока у них оставались силы, продолжали вести наблюдени€.
ЂЋед в ледникахЕ заметно слоист в горизонтальном направлении. ѕозавчера большую часть дн€ шел дождь, и это нужно признать чрезвычайно удивительным дл€ данного времени года и данного градуса широтыї, Ч записывает јндрэ 29 сент€бр€.
Ђ¬ечер такой божественной красоты, что прекраснее нельз€ и пожелать. ¬ воде кишела разна€ мелюзга и плавала стайка из семи черно белых птенцов пол€рного чистика. ѕоказались даже два тюлен€ї, Ч отмечает он 1 окт€бр€.
Ќо начина€ с 3 окт€бр€ (за два дн€ перед высадкой на Ѕелый) прекращаютс€ записи метеорологических наблюдений, которые вел ‘ренкель. ƒо 7 окт€бр€ продолжал вести наблюдени€ јндрэ. ѕоследн€€ запись, сделанна€ —триндбергом, датирована 17 м числом этого мес€ца.
Ќесмотр€ на стойкость и мужество, аэронавты погибли. “ела јндрэ и ‘ренкел€ найдены норвежскими зверобо€ми в самодельной палатке, сшитой из куска оболочки Ђќрненаї; палатка была погребена под толстым слоем снега. –€дом Ч оружие, патроны и немалый запас продуктов.
„то стало причиной смерти исследователей уже, казалось бы, в безопасности Ч на твердой земле? —корее всего, они заснули и замерзли; такова наиболее распространенна€ верси€. „то касаетс€ —триндберга, он умер еще раньше и похоронен товарищами; могила его Ч р€дом с палаткой, среди камней.
ћного лет спуст€ датский врач “райд выдвинул новую версию о причине смерти путешественников. ѕо мнению “райда, их погубил трихинеллез Ч инфекционное заболевание, носител€ми которого €вл€ютс€ белые медведи. ѕо симптомам эта болезнь несколько напоминает паратиф: высока€ температура, сильные головные боли, боль в глазах. ј все трое аэронавтов, суд€ по их запис€м, жаловались на боль в глазах. “райд исследовал останки скелета медвед€, найденного на биваке шведов, и в сохранившихс€ волоконцах медвежьего м€са обнаружил возбудител€ трихинеллеза.
≈ще одна возможна€ причина гибели экипажа Ђќрионаї Ч јндрэ и ‘ренкель могли быть заживо погребены снежной лавиной, внезапно сошедшей со склонов окрестных гор. Ќо тогда они умирали бы долго и мучительно, страшной смертью от удушь€, а никаких признаков, что они пытались выбратьс€ из палатки, не обнаружено.
“рагический исход экспедиции породил целую бурю и в научном мире, и в прессе. ƒаже среди тех, кто раньше поддерживал јндрэ, стали раздаватьс€ голоса, называющие его экспедицию безумием. Ћишь немногие продолжали считать, что јндрэ на верном пути.

”знайте, дл€ чего нужна прививка от рака шейки матки, и дл€ чего она нужна.

Ќастроение сейчас - «лое
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку