-–убрики

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 16.04.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 13713



 рушение дирижабл€ Ђ»тали€ї

¬торник, 16 јвгуста 2011 г. 01:39 + в цитатник

25 ма€ 1928 года дирижабль «»тали€» (N 4) под командованием инженера Ќобиле потерпел катастрофу на —еверном полюсе. ѕогибли 8 человек.

…ѕо окончании экспедиции на дирижабле «Ќорвеги€» в 1926 году Ќобиле встречен на родине как национальный герой; он получил звание генерала и профессуру в Ќеаполитанском техническом колледже. ќднако триумфатор не собиралс€ почивать на лаврах и вскоре приступил к разработке планов новой пол€рной экспедиции на дирижабле. Ёта экспедици€ задумана как большое национальное предпри€тие »талии, финансируемое  оролевским географическим обществом и городом ћиланом.

Ќобиле сконструировал и построил дирижабль «»тали€» (N 4) аналогичный «Ќорвегии». ќн ставил перед экспедицией большие задачи — определить положение берегов —еверной «емли и изучить ее внутреннее пространство; обследовать северную часть √ренландии и  анадского архипелага дл€ решени€ вопроса, существует ли гипотетическа€ земл€  рокера; выполнить серию океанографических, магнитометрических и астрономических наблюдений на —еверной «емле и на —еверном полюсе дл€ чего высадить там специальные группы по два три человека.
«ћы вполне уверены и спокойны в отношении подготовки экспедиции. ¬се, что можно предусмотреть, предусмотрено, даже возможность катастрофы. ƒело наше опасное, еще более опасное, чем экспедици€ 1926 года. Ќа этот раз мы хотим достичь большего, иначе не стоит труда возвращатьс€. Ќо мы пустимс€ в это путешествие именно потому, что оно опасно. ≈сли бы это было не так, другое нас давно опередили бы», — за€вил Ќобиле, выступа€ с речью в ћилане незадолго до отлета «»талии».
¬ составлении научных планов экспедиции принимал участие знаменитый пол€рный исследователь ‘ритьоф Ќансен, председатель ћеждународного общества по исследованию јрктики воздухоплавательными аппаратами «јэроарктик». Ќаучные институты »талии, „ехословакии, —Ўј и јнглии предоставили самые совершенные в то врем€ измерительные приборы. ¬ лаборатори€х –има и ћилана создавалась специальна€ аппаратура, необходима€ в полете.
ѕроблемами атмосферного электричества согласилс€ заниматьс€ чешский ученый ‘. Ѕегоунек, вопросами земного магнетизма — италь€нский профессор ј. ѕонтремолли, а океанографические и метеорологические исследовани€ вз€л на себ€ шведский геофизик ‘. ћальмгрен.
ѕутешественники вз€ли с собой сани, надувные лодки, лыжи, меховые куртки, палатки, спальные мешки и запасную радиоаппаратуру. ¬се оборудование весило 480 кг, продовольствие — 460 кг. ѕо мнению ћальмгрена, ни одна пол€рна€ экспедици€ не была снабжена лучше, чем экспедици€ на «»талии».
Ёкипаж составили 13 человек: командир Ќобиле, штурманы ћариано, ƒзаппи и ¬ильери, инженер “ро€ни, старший механик „ечони, мотористы јрдуино, Ќаратти, „окка и ѕомелла, наладчик монтажник јлександрини, радист Ѕь€джи и метеоролог ћальмгрен. —емеро из них участвовали в полете на «Ќорвегии». ¬ состав экспедиции вошли также Ѕегоунек, ѕонтремолли, журналист Ћаго и… маленький фокстерьер, с которым Ќобиле не расставалс€ ни в одном из своих путешествий.
15 апрел€ 1928 года дирижабль покидает ћилан и через —удеты направл€етс€ в —тольп, порт на южном берегу Ѕалтийского мор€. —делав остановки в —тольпе и ¬адзее, дирижабль благополучно прибыл в  ингсбей.
11 ма€ «»тали€» покидает ангар и направл€етс€ к «емле ‘ранца »осифа, расположенной на полпути между Ўпицбергеном и —еверной «емлей. ќднако подн€вшийс€ ветер и сплошной туман сильно затрудн€ли полет корабл€, и по совету ћальмгрена Ќобиле отдает приказ повернуть назад.
„ерез четыре дн€ дирижабль вторично покидает причал  ингсбе€. ќднако —еверной «емли снова не удаетс€ достичь, хот€ полет продолжалс€ не семь, как вначале, а 69 часов.
¬ программу третьего полета входило исследование неизвестных областей между Ўпицбергеном и √ренландией. Ќобиле намеревалс€ достичь мыса Ѕриджмена на севере √ренландии, после чего вз€ть курс на —еверный полюс вдоль 27 го меридиана к западу от √ринвича.   полюсу отправились 23 ма€, в 4 часа 28 минут, име€ на борту 16 человек.
ѕолет до севера √ренландии и далее к полюсу протекал без происшествий, при попутном ветре. Ќо над полюсом сгустилась облачность и началс€ сильный ветер. ƒирижабль пробил пелену тумана, снизилс€ до 150—200 метров и сделал большой круг. ¬зорам аэронавтов открылась изрезанна€ трещинами и каналами лед€на€ пустын€. Ќи о какой посадке или десанте не могло быть и речи. ћальмгрен, Ѕегоунек и ѕонтремолли вели наблюдени€. «атем на полюс торжественно сбросили большой дерев€нный крест, осв€щенный папой римским, и национальный флаг »талии.
ћальмгрен подошел к Ќобиле и, пожима€ ему руку, произнес: «Ќемногие могут, как мы, сказать, что дважды побывали на полюсе!» ≈го слова услышала команда. –аздались возгласы: «ƒа здравствует »тали€! ƒа здравствует Ќобиле!»
ѕредсто€ло решить, куда лететь дальше. ¬озвращению на Ўпицберген мешал сильный встречный ветер. ƒо сих пор ветер благопри€тствовал полету, теперь же он становилс€ серьезным противником. ≈сли борьба с ним зат€нетс€, дирижабль израсходует все горючее.
Ќобиле предложил долететь при попутном ветре до северных берегов  анады. ћальмгрен возражал: полет к берегам  анады, к устью реки ћаккензи, продлитс€ самое меньшее 10 часов, а за это врем€ ветер может переменить направление. ѕо его прогнозу встречный ветер через несколько часов сменитс€ попутным, поэтому он советовал возвращатьс€ на Ўпицберген. Ќобиле согласилс€ с его доводами; но, увы, ветер вопреки предсказанию ћальмгрена не изменит направлени€, а, наоборот, еще усилитс€ и будет сносить дирижабль на восток от намеченного курса.
Ќа дирижабле увеличили скорость, запустив третий двигатель. Ќо из за этого возросли расход топлива и нагрузка на конструкцию. ѕолет проходил вслепую, к тому же при сильной качке; ни одного солнечного луча — кругом туман и тучи. Ѕез солнца нельз€ определить местоположение. Ќобиле снова запустил третий мотор. Ќаступило утро 25 ма€.
25 ма€, уже около 3 часов, Ќобиле, обеспокоенный большим расходом топлива и тем, что с увеличением скорости конструкци€ дирижабл€ подвергалась слишком большой нагрузке, решил сбавить скорость до нормальной. ќднако ћальмгрен с озабоченностью отметил, что здесь медленно двигатьс€ опасно: погода грозит еще испортитьс€, надо поскорее выходить из этой зоны.
”же в течение 30 часов полета от полюса продолжалось сражение с ветром, — €ростно удар€€ в нос корабл€, он дул со скоростью 40—50 км/ч.
—ырость, промозглый холод утомл€ли и давили на психику. ќднако каждый молча делал свое дело. ћеханики следили за моторами. ¬ рубке управлени€ ћариано, ƒзаппи и ¬ильери держали нужный курс. ћальмгрен помогал им работать с рулем направлени€. –улем высоты занимались по очереди “ро€ни и „ечони. ¬ радиорубке Ѕь€джи все врем€ вел прием и передачу радиосообщений. ¬ задней части кабины возилс€ со своими инструментами невозмутимый Ѕегоунек. ѕонтремолли и журналист Ћаго спали, забравшись в спальные мешки. “акелажник јлександрини латал оболочку, врем€ от времени пробиваемую льдом, и осматривал внутренние части дирижабл€.
Ќобиле, уже двое суток без сна, делил свое врем€ между штурманским столом, указателем скорости и радиорубкой; неожиданно заклинило руль высоты — дирижабль начал снижатьс€. ѕришлось остановить двигатели. ¬ это же врем€ штурманы, находившиес€ в задней части кабины и не знавшие, что дирижабль статически уравновешен, без приказа выбросили четыре канистры с бензином. Ќобиле отругал их за бессмысленное сокращение балласта и потерю топлива. ƒрейфу€, дирижабль стал набирать высоту. –ешили подн€тьс€ над туманом и по солнцу определить местоположение. ќднако руль заклинило из за льда; после устранени€ неисправности снова запустили два мотора и легли на курс.
Ќесколько минут летели над слоем тумана, наде€сь увидеть снежные вершины Ўпицбергена, но напрасно. —низились до 300 метров. ѕрин€ли радиопеленг с италь€нского судна «„итта ди ћилано», сто€вшего в  ингсбее, и приблизительно определили местоположение.   этому времени ветер ослаб, и запускать третий двигатель не потребовалось.
 азалось, самое трудное уже позади, как вдруг корабль от€желел и сильно осел на корму; скорость снижени€ дошла до полуметра в секунду. Ќобиле запустил третий двигатель и увеличил обороты остальных, наде€сь с помощью аэродинамической силы корпуса парировать уменьшение аэростатической силы. ќн послал јлександрини проверить, закрыты ли газовые клапаны — их недавно открывали.
«»тали€» продолжала стремительно снижатьс€. Ќобиле пон€л, что падени€ на лед не избежать, и приказал, чтобы предупредить пожар, остановить моторы и сбросить балласт — цепь свинцовых шаров весом 300 килограмм. ѕоследнее сделать не удалось, и дирижабль ударилс€ о лед — сперва задней моторной гондолой, а затем рубкой управлени€. Ѕалластна€ цепь застр€ла в торосах. ќт удара кабина, в которой находились дев€ть человек, и задн€€ мотогондола с механиком оторвались от дирижабл€ и остались на льду. ћеханик ѕомелла стал первой жертвой: его нашли мертвым р€дом с вывалившимс€ на снег двигателем.
–азбита€, примерно на п€ть тонн облегченна€ «»тали€» снова подн€лась в воздух и, никем не управл€ема€, понеслась на восток. ј с нею — профессор ѕонтремолли, механики јрдуино, „окка, Ќаратти, такелажник јлександрини и журналист Ћаго. „ерез 20 минут после падени€ на лед на горизонте, в восточном направлении, оставшиес€ на льдине увидели тонкий столб дыма — дирижабль сгорел.
 атастрофа произошла 25 ма€, в 10 часов 33 минуты; «»тали€» находилась примерно в 100 километрах от северных берегов —еверо ¬осточной «емли. ¬сего два часа полета оставалось до базы в  ингсбее.
¬от как описал катастрофу Ќобиле:
«“е последние ужасные мгновени€ навсегда остались в моей пам€ти. ≈два € встал около рулей между ћальмгреном и ƒзаппи, как увидел, что ћальмгрен вдруг бросил руль, повернув ко мне ошеломленное лицо. »нстинктивно € схватилс€ за руль, наде€сь, если это возможно, направить дирижабль на снежное поле, чтобы см€гчить удар. —лишком поздно — лед уже в нескольких метрах от рубки. я видел растущие, стремительно приближающиес€ массы льда. ћгновение спуст€ мы стукнулись о поверхность. –аздалс€ ужасающий треск. я ощутил удар в голову, почувствовал себ€ сплющенным, раздавленным, ясно, без вс€кой боли ощутил, что несколько костей у мен€ сломано. «атем что то свалилось сверху и мен€ выбросило наружу вниз головой. »нстинктивно € закрыл глаза и, в полном сознании, равнодушно подумал: „¬се кончено!“
 огда € открыл глаза, то увидел, что лежу на льдине, страшно развороченной. ѕодле мен€ лежали ћальмгрен, ƒзаппи и „ечони. Ќа ногах сто€ли ћариано, ¬ильери, Ѕегоунек, “ро€ни и Ѕь€джи. я увидел дирижабль, который, слегка наклонившись кормой книзу, поднималс€, относимый ветром к востоку. ¬зор мой долго оставалс€ прикованным к большим черным буквам, выведенным на борту «»талии». «атем дирижабль скрылс€ в тумане. ¬се потер€но. “ут € почувствовал, что ранен в голову и сломал ногу и руку. ƒышать трудно. ћне казалось, что € не проживу и двух трех часов, но не жалел об этом. я был даже рад этому…»
»так, после 135 часов безостановочного полета «»тали€» рухнула на торосы с высоты 300 метров. ѕозднее ћариано с помощью трех хронометров и секстанта определил координаты места падени€ дирижабл€: 81 градус 14 минут северной широты, 25 градусов 25 минут восточной долготы. Ќе так уже далеко от места, где тридцать два года назад потерпел катастрофу аэростат јндрэ.
 роме Ќобиле, совсем плохо пришлось „ечони: у него оказалась сломана нога. ѕострадал и ћальмгрен, получивший сильный ушиб. «” Ќобиле, — свидетельствует Ѕегоунек, — сломаны голень и рука в зап€стье, лицо залито кровью, сочившейс€ из рваной раны на голове. ќн т€жело дышал, и ему казалось, что минуты его жизни сочтены».
ќправившись от шока, группа Ќобиле разбила ледовый лагерь. ”далось найти четырехместную палатку и спальный мешок, 71 кг пеммикана (сушеного м€са), 41 кг шоколада, 9 кг сухого молока, 3 кг сливочного масла, 3 кг сахара. Ётих продуктов могло хватить на 45 дней. —реди обломков кабины Ѕь€джи обнаружил запасную коротковолновую радиостанцию.
«ќбживать» —евер начали с того, что на остов гондолы нат€нули палатку, а чтобы лучше видеть ее на снегу, облили красной краской. ќтсюда и облетевшее весь мир название: « расна€ палатка». ѕитьевую воду добывали, подогрева€ лед на костре. ¬арили суп из пеммикана. „ерез п€ть суток после катастрофы ћальмгрен из пистолета подстрелил белого медвед€; это увеличило пищевые запасы на 200 кг м€са.
 атастрофа дирижабл€ «»тали€» всколыхнула весь мир: теперь с напр€женным вниманием следили за всеми перипети€ми по спасению обитателей « расной палатки». ќб этой эпопее впоследствии написано более двухсот книг; их авторы — участники экспедиции Ќобиле, ¬ильери, Ѕегоунек, Ѕь€джи и “ро€ни| а также руководитель спасательной экспедиции на ледоколе « расин» –.Ћ. —амойлович и многие другие.
”же через несколько часов после катастрофы Ѕь€джи послал в эфир сигнал «SOS». Ќо эфир молчал, на призывы о помощи никто не ответил: радиостанци€ оказалась слабой, а самодельна€ антенна — чересчур короткой.
ѕрошло несколько дней без св€зи. ¬ечером 29 ма€ ƒзаппи и ћариано посв€щают Ќобиле в свой план, втайне разработанный ими еще два три дн€ назад: покинуть лагерь и попытатьс€ спастись, наде€сь на собственные силы. ¬озглавить группу предложили ћальмгрену; тот согласилс€.
30 ма€, в 22.00, ћальмгрен, ƒзаппи и ћариано выступили в поход. Ќа льдине остались Ќобиле, Ѕегоунек, ¬ильери, „ечони, “ро€ни и Ѕь€джи.
3 июн€ наконец услышаны сигналы, подаваемые Ѕь€джи. ѕервым прин€л позывные с помощью самодельного приемника советский школьник — радиолюбитель Ќиколай Ўмидт, житель деревни ¬ознесенье ¬охма, ƒвинской губернии (ныне јрхангельска€ область). Ќа следующее утро он передал текст прин€той радиограммы в ћоскву.
6 июн€ обитатели лагер€ узнал об этом, поймав сообщение одной из радиостанций. Ѕь€джи передал в эфир точные координаты лагер€; теперь в группе не сомневались — помощь придет.
¬ сердце јрктики отправилс€ мощный советский ледокол « расин», с самолетом авиатора Ѕ.√. „ухновского на борту. —пасательной экспедицией руководил –удольф Ћазаревич —амойлович.
 роме « расина», по решению —оветского правительства выступили в поход ледокол «ћалыгин», с самолетом ћ.—. Ѕабушкина, ледокольный пароход «√еоргий —едов» и научно исследовательское судно «ѕерсей».
¬ то же врем€ было организовано еще несколько спасательных экспедиций с участием кораблей и самолетов — норвежска€, финска€, шведска€, италь€нска€, французска€.
ѕервым, 20 июн€, обнаружил лагерь потерпевших бедствие италь€нский летчик ћаддалена. 23 июн€ на площадку возле « расной палатки» сел шведский самолет «‘оккер». Ћетчик Ћундборг вывез первым Ќобиле; затем вернулс€, но, приземл€€сь на льдину, «‘оккер» зарылс€ лыжей в снег. ќтважный швед сам стал пленником « расной палатки».
5 июл€ над лагерем по€вились шведские самолеты, провер€вшие состо€ние льдов. ¬ час ночи 6 июл€ прилетел миниатюрный самолет «ћот», на лыжах. ќн сел на льдину и вывез Ћундборга. Ќо возвращатьс€ на льдину шведы не рискнули. »так, в « расной палатке» осталось п€ть человек.
10 июл€, в 18.45, летчик „ухновский, подн€вшийс€ с « расина», обнаружил льдину размером 10 на 8 метров с группой ћальмгрена. ”тром 12 июл€ к ней подошел ледокол: на льдине только ƒзаппи и ћариано; где же ћальмгрен? –ассказ ƒзаппи, краткий и путаный, поражал. ‘инн ћальмгрен отправилс€ в поход со сломанной рукой. Ќа двенадцатый день пути обессилел, на четырнадцатый — свалилс€. «акрыва€ голову курткой, предлагал ƒзаппи покончить с ним ударом топора. ќтдава€ свой запас еды, говорил: «ќставьте мен€ здесь спокойно умереть». ¬ырубив дл€ ћальмгрена могилу, ƒзаппи и ћариано отправились дальше. —утки спуст€, с трудом преодолев сто метров, видели, как ћальмгрен махал им рукой, побужда€ идти прочь.
¬ пути ћариано ослеп. «рение вернулось к нему лишь 20 июн€. ћальмгрена уже нет в живых, а ƒзаппи одет в его куртку. ћариано вспомнил: 4 июл€, уже не наде€сь выжить, он завещал ƒзаппи свое тело. ќбсто€тельства, при которых погиб ‘инн, так и остались невы€сненными. ќдна любопытна€ деталь: одежды на ћариано в три раза меньше, чем на ƒзаппи. ” последнего, в отличие от ћариано, истощени€ незаметно. Ёто дало основание предположить, что ƒзаппи питалс€… человечиной.
¬ тот же день, 12 июл€, команда « расина» прин€ла на борт обитателей « расной палатки». Ѕь€джи выстукивает свою последнюю радиограмму: «„ расин“ подошел. ћы спасены». — момента катастрофы «»талии» миновало 48 дней.
Ќа следующий день на корабле прин€ли радиограмму от ћуссолини: «ѕрофессору —амойловичу. ¬ы совершили дело, которое станет досто€нием истории. ¬ы работали в т€желых услови€х јрктики. ќт имени всех италь€нцев благодарю ¬ас».
ƒнем 19 июл€ советский ледокол прибыл в  ингсбей, чтобы передать на борт италь€нского судна «„итта ди ћилано» спасенных людей. Ќе вы€снив судьбы воздухоплавателей, унесенных на борту дирижабл€, «„итта ди ћилано» спешно покидает Ћедовитый океан. ¬след за италь€нцами прекращают работы шведска€, финска€, норвежска€ спасательные экспедиции. √руппу јлександрини, из шести человек, не стали тогда искать, основыва€сь на том, что обитатели « расной палатки» через 20 минут после падени€ видели тонкий столб дыма.   тому же ƒзаппи, торопившийс€ поскорее вернутьс€ домой, убеждал всех, что дирижабль вторично ударилс€ о лед, сгорел и все погибли.
Ќо на этот счет имелись возражени€: во первых, при пожаре, возможно, кто нибудь спасс€; во вторых, а что если дым — сигнал, что они приземлились; и наконец, дым, не исключено, арктический мираж. Ќа основании синоптических карт того времени и тех мест јрктики, где произошла катастрофа, предполагали и то, что неуправл€емый дирижабль «»тали€» отнесло к √ренландии. ј исход€ из того, что у группы јлександрини остались большие запасы продуктов и пол€рного снар€жени€, она способна продержатьс€ очень долго.
ѕо насто€нию родственников и под вли€нием общественного мнени€ предприн€ли запоздалые поиски пропавшей группы экипажа «»талии». 16 августа «Ѕраганца» с двум€ самолетами на борту стала обследовать район между 28 и 31 градусами восточной долготы и 80 градусами 40 минутами северной широты: группу —еми островов, северные берега —еверо ¬осточной «емли и Ѕольшого острова. “уманы, метели и ураганы встретили корабль; самолеты использовать не удалось; 3 сент€бр€ «Ѕраганца» вернулась в  ингсбей.
¬ сент€бре ледокол « расин» предприн€л последнюю попытку обнаружить следы шестерки отважных, унесенных дирижаблем. Ћедокол достиг 81 градуса 47 минут северной широты. “ак далеко на север корабли еще никогда не заходили. Ќесмотр€ на все усили€, « расину» не удалось найти ни потерпевших бедствие, ни даже обломков дирижабл€. ƒвадцать второго сент€бр€ из ћосквы получен приказ возвращатьс€ домой.
Ћетом 1929 года, по просьбе семьи ѕонтремолли, инженер јльбертини на судне, а затем на собачьей упр€жке искал группу јлександрини. “огда же ледокольный пароход «—едов» под руководством ќ.ё. Ўмидта безуспешно пыталс€ найти пропавших без вести аэронавтов.
“ак кончилась эта эпопе€. ¬ спасении экипажа «»талии» участвовали 6 стран, 18 кораблей, 21 самолет и около полутора тыс€ч человек! ¬ ходе спасательных операций погибли јмундсен и п€ть членов экипажа его самолета. ѕри возвращении на родину разбилс€ самолет с трем€ италь€нскими летчиками на борту. “аким образом, в св€зи с катастрофой дирижабл€ «»тали€» погибли 17 человек (дес€ть италь€нцев, четыре француза, два норвежца и один швед).
¬ 1969 году Ќобиле открыл в “ромсе (Ќорвеги€) монумент в честь погибших — два крыла, взметнувшихс€ в небо. Ќа монументе высечены имена 17 героев и стихи — белые стихи об их подвигах. ¬  ингсбее, на Ўпицбергене, также установлен пам€тник погибшим членам экспедиции и –уалю јмундсену.
 аковы причины катастрофы дирижабл€ «»тали€»? ќднозначного ответа на этот вопрос не получено. „ешский ученый Ѕегоунек считал, что существовали объективные причины дл€ катастрофы: недостоверность прежних карт этого района јрктики; ошибка в 5 минут: не учтена девиаци€ радиопеленга от базового судна «„итта ди ћилано», из за чего дирижабль оказалс€ восточнее, чем по штурманским расчетам; неспособность дирижабл€ полужесткого типа, с относительно слабыми моторами успешно боротьс€ с арктическими ветрами, а еще отклонение на обратном пути с полюса от намеченного маршрута: Ќобиле вз€л курс не на свою базу, а по 25 му меридиану, наде€сь на открытие какого нибудь неизвестного острова.
«¬ т€желые дни, последовавшие за падением, € долго раздумывал над тем, какие причины могли его вызвать, — писал сам Ќобиле. — —троил много предположений; анализировал их на все лады; но никакого вывода не сделал…
ѕервое, что пришло мне в голову: от€желение вызвано внезапно наступившим атмосферным возмущением. ƒирижабль оказалс€ в слое разреженного воздуха, что можно объ€снить переходом через полосу воздуха холодного, отмеченную √еофизическим институтом в “ромсе как раз во врем€ катастрофы. ќднако эта гипотеза не вполне мен€ удовлетвор€ла.
“огда € стал думать, что, может быть, при прохождении сквозь туман дирижабль покрылс€ льдом…  ак € уже указывал выше, лед€на€ кора стала образовыватьс€ как раз в часы, предшествовавшие падению. Ќичего удивительного, что при прохождении сквозь туман €вление это усилилось до большой степени и повлекло за собой падение.
¬ св€зи с этим считаю нужным привести мнение ћальмгрена. ќценива€ с ним в –име наиболее серьезные опасности, с которыми могла встретитьс€ наша экспедици€, € услышал от него: «— моей точки зрени€, самую большую опасность представл€ет образование льда». Ќа мои возражени€, что, суд€ по опыту «Ќорвегии», лед образовывалс€ быстро лишь на металлических част€х, в то врем€ как на ткани оболочки оседал с трудом, он отвечал: «ƒа, пока не образуетс€ лед€ной покров; но, как только этот покров образуетс€, как бы он ни был тонок, лед€на€ кора скует его с такой быстротой, что дирижабль окажетс€ на земле в несколько минут».
ћогло случитьс€, что оболочка прорвана куском льда или осколком пропеллера; но € от этой мысли отказалс€, так как такого рода разрыв, веро€тно, сопровождалс€ бы шумом, а его никто из нас не слышал…
ћожно идти еще дальше по пути предположений. Ќо, к сожалению, истинна€ причина катастрофы навсегда останетс€ тайной».
— уверенностью можно утверждать только одно: первопричина — непогода, и следовало бы лететь с попутным ветром в  анаду. Ёта мысль очень мучила ћальмгрена. ¬последствии он признавалс€ Ќобиле, что, совету€ идти на  ингсбей, он руководствовалс€ не только своей уверенностью в скорой перемене ветра, но и желанием ћариано и ƒзаппи вернутьс€ в »талию до наступлени€ лета. ƒа и сам он, улетев в  анаду, не успел бы прочесть намеченный на август курс лекций в университете ”псалы.
ќсновыва€сь на объ€снени€х Ќобиле, —амойлович писал, что непреложны два факта: дирижабль, находившийс€ в легком состо€нии, вдруг от€желел. Ёто могло произойти по следующим причинам: слой разреженного воздуха; обледенение; открытый газовый клапан, не закрывшийс€ из за обмерзани€; разрыв оболочки после очистки ее от снега перед вылетом (хот€ маловеро€тно, что это про€вилось в конце полета); пробой оболочки льдом, отбрасываемым от винтов; повреждение оболочки — оторвалась на большой скорости труба металлической арматуры кормы; лед закупорил каналы выхода воздуха из баллонетов, в результате при спуске повысилось давление в газовместилище и предохранительный клапан стал выпускать газ.
Ѕывший руководитель прочностной группы ƒирижаблестро€  онстантин √ерасимович —едых высказал и математически доказал следующую версию. ћатериал оболочки «»талии» тоньше, чем дирижабл€ «Ќорвеги€».  огда перед полетом на полюс с хребта дирижабл€ счищали снег, в нескольких местах повредили оболочку; заделали заплатами. ѕри кружении дирижабл€ над полюсом в течение почти двух часов раст€жки оперени€ от отклоненных рулей поворота сильно нат€гивали материал оболочки; это нарушило структуру материи. ƒальнейший полет в услови€х порывистого ветра привел к разрушению оболочки в местах креплени€ расчалок, и газ вышел из
кормового отсека. Ќаиболее веро€тна€ причина — совокупность двух обсто€тельств: скопление большого количества льда и сильна€ утечка газа через незакрывшийс€ клапан или разорванную оболочку.
   руководству Ќобиле дирижаблем во врем€ полета и непосредственно перед падением на лед претензий не отмечено; на борту абсолютное спокойствие и пор€док. ѕредотвратить катастрофу оказалось невозможно: она произошла в результате совпадени€ неблагопри€тных случайностей. ¬ одном из своих выступлений Ќобиле сказал: «–иск заключалс€ в самом исследовании јрктики. –иск — в намерении быть первым. Ѕыть пионерами — это честь, котора€ оплачиваетс€ дорого!»

”никальна€ возможность купить, не выход€ из дома ковры киев цена, цвета, производители, размеры и многое другое можно выбрать, пр€м на сайте!

Ќастроение сейчас - злое

–убрики:  бред


ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



Yannian   обратитьс€ по имени —реда, 06 јвгуста 2014 г. 14:48 (ссылка)
—пасибо за статью!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Witch_you   обратитьс€ по имени „етверг, 07 јвгуста 2014 г. 07:36 (ссылка)
»сходное сообщение Yannian
—пасибо за статью!
ѕурум
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку