-–убрики

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 16.04.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 13712



 атастрофа самолета DC 10 под „икаго

—реда, 22 »юн€ 2011 г. 12:32 + в цитатник
25 ма€ 1979 года в крупнейшем в мире аэропорту „икаго потерпел катастрофу на взлете американский лайнер DC 10 10. ѕогибли 273 человека.

25 ма€ 1979 года на противоположных берегах јтлантики по одной и той же причине потерпели крушение два авиалайнера. » если авари€ английского самолета Ђ¬иккерс ¬иконтї в аэропорту города  ардиф закончилась без жертв, то катастрофа самолета DC 10 10 авиакомпании Ђјмерикэн эйрлайнзї по числу погибших стала одной из самых крупных в истории авиации.

јэробус DC 10, с бортовым номером N110AA, выполн€л рейс Ќью …орк Ч „икаго Ч Ћос јнджелес. Ёта трасса считаетс€ одной из самых напр€женных на территории —оединенных Ўтатов. Ќа этот раз из „икаго в Ћос јнджелес летели 258 пассажиров. –ейс є 191 обслуживали 13 членов экипажа.
¬ 14.59 Ђƒугласї начал рулежку по взлетной полосе є 32 крупнейшего международного аэропорта ќ'’ара в „икаго. —то€ла €сна€ погода, температура +17 градусов, видимость прекрасна€ Ч 15 миль.
—амолет DC 10 зан€л место на исполнительном старте.  апитан ¬альтер Ћюкс поддерживал св€зь с  ƒѕ, в то врем€ как второй пилот ƒжеймс ƒиллард, сидевший за штурвалом, проводил предполетную подготовку. Ѕортинженер јльфред ”дович еще раз проверил все системы самолета. Ќичто не предвещало трагедии.
¬ 15.02 диспетчер дал разрешение на взлет. Ђјмерикэн сто дев€носто один, вас пон€лї, Ч ответил Ћюкс. ¬ эту же секунду ƒиллард двинул руко€тки управлени€ двигател€ми вперед. “ри турбины фирмы Ђƒженерал электрикї взревели Ч 170 тонна€ машина медленно тронулась с места и, набира€ ход, покатила по бетонке.  огда лайнер разогналс€ до 222 км/ч, капитан Ћюкс произнес: Ђ—корость прин€ти€ решени€ї. „ерез несколько секунд носовое колесо Ђƒугласаї приподн€лось над бетонкой.  омандир корабл€ уже собиралс€ скомандовать: Ђќтрыв!ї Ч как вдруг произошло непон€тное: т€га левого двигател€ є 1 упала до нул€. ” кого то из пилотов вырвалось: Ђ„ерт, что случилось?!ї Ќесмотр€ на это, экипаж продолжал выполн€ть необходимые операции дл€ продолжени€ взлета на двух двигател€х.
Ќа скорости 232 км/ч ƒиллард пот€нул штурвал на себ€ и самолет начал задирать нос. „ерез секунду DC 10 оторвалс€ от земли, машина начала разгон€тьс€ до безопасной скорости набора высоты Ч 245 км/ч. ѕока все шло нормально, и экипаж не сомневалс€, что лайнер подниметс€ в небо на двух оставшихс€ турбинах.
Ђƒугласї снабжен так называемым текстовым информатором Ч небольшим экраном, где по€вл€лись сведени€ о текущих параметрах полета (скорость, курс, крен, угол тангажа и т.д.) и предлагались оптимальные значени€ этих параметров дл€ каждой конкретной ситуации, в том числе и аварийной. ¬торой пилот ƒиллард заметил, что самолет слишком разогналс€, он по совету текстового информатора слегка приподн€л нос Ђƒугласаї. ”гол тангажа увеличилс€ до 14 градусов, а скорость начала постепенно снижатьс€ с 275 км/ч до рекомендуемых 245 км/ч. ѕока экипаж действовал в полном соответствии с инструкци€ми авиакомпании Ђјмерикэн эйрлайнзї.
 азалось, самое страшное позади, когда на скорости 255 км/ч самолет вдруг вышел из повиновени€ и начал заваливатьс€ на левое крыло. Ёкипаж попыталс€ парировать возникший крен отклонением элеронов. Ќо Ђƒугласї продолжал Ђвалитьс€ї влево. —пуст€ 20 секунд после отрыва, на высоте чуть более 100 м, крен достиг величины 5 градусов. „ерез 3 секунды увеличилс€ до 21 градуса. Ќесмотр€ на то что второй пилот следовал всем рекомендаци€м текстового информатора, левый крен продолжал расти; нос самолета опустилс€ ниже уровн€ горизонта.
Ќа 31 й секунде полета DC 10 с креном 90 градусов упал в открытом поле, в 15 мил€х к северо западу от аэропорта ќ'’ара „икаго. ѕри этом он разрушил сто€нку дл€ жилых прицепов Ч трейлеров. –азвалившийс€ от удара Ђћакдонелл ƒугласї загорелс€. ¬ результате катастрофы уничтожено несколько автомобилей, прицепов трейлеров, старый ангар дл€ самолетов.
Ёта крупнейша€ на тот день авиационна€ катастрофа на территории —Ўј похоронила всех, кто летел на борту Ђƒугласаї, Ч 271 человек, а также двух жителей передвижного городка; еще двое получили ранени€.
ѕо рассказам очевидцев, практически до самого момента отрыва носового колеса от бетонки взлет DC 10 проходил в нормальном режиме. »менно в это мгновение левый двигатель окуталс€ дымком, после чего вместе с пилоном отделилс€ от крыла и, объ€тый пламенем, упал на бетонку. —амолет попыталс€ набрать высоту, но примерно на 20 й секунде полета машина начала медленно, а затем все быстрее валитьс€ влево Ч печальна€ судьба Ђƒугласаї решена.
ѕресса и телевидение подвергли резкой критике авиаконструкторов. –еакци€ ‘едерального управлени€ авиации оказалась не менее решительной: 6 июн€ 1979 года администратор аннулировал сертификат летной годности машин этого типа; 270 огромных аэробусов, принадлежавших 41 авиакомпании, замерли на сто€нках аэропортов.
Ќесмотр€ на то что оба Ђчерных €щикаї самолета N110AA сильно пострадали во врем€ пожара, специалисты по расследованию авиационных происшествий из Ќационального бюро по безопасности на транспорте (ЌЅЅ“) довольно быстро восстановили картину трагедии.
—пуст€ две секунды после того, как лайнер достиг скорости прин€ти€ решени€, левый двигатель вместе с пилоном отделилс€ от крыла и, Ђприхвативї с собой почти метровую секцию предкрылка, рухнул на бетон ¬ѕѕ. ѕилоты не могли видеть, что произошло, Ч решили, что в двигатель є 1 попала крупна€ птица и потому он вышел из стро€. ѕо команде капитана Ћюкса экипаж приступил к выполнению стандартной процедуры взлета на двух двигател€х. Ќо в данном случае ситуаци€ сложилась неординарна€.
ѕотер€ двигател€ привела к полному обесточиванию нескольких важнейших систем и приборов самолета (генератор є 1 упал вместе с турбиной). ¬ их числе и автомат тр€ски органов управлени€, предупреждавший летчиков о приближении срывных режимов полета. Ѕортинженеру требовалось переключить питание потребителей электроэнергии на генератор є 2 правого двигател€, но событи€ развивались столь быстро, что он не успел этого сделать. ѕоэтому в продолжение всего последнего полета Ђƒугласаї Ђтр€сунї штурвала не функционировал. Ёта неисправность фактически лишила экипаж шансов на спасение.
  тому же вышла из стро€ гидросистема, управл€вша€ выпуском и уборкой предкрылков. ¬ результате под напором воздуха предкрылок на левой плоскости самопроизвольно убралс€. ¬ этот момент критическа€ скорость срыва потока на левом крыле практически сравн€лась со скоростью набора высоты на двух двигател€х, которую рассчитал компьютер. »з за потери генератора є 1 текстовый информатор начал получать ложные сигналы о параметрах полета. Ќо экипаж, не подозревавший об этом, продолжал действовать по инструкции.  огда ƒиллард пот€нул штурвал на себ€, сбрасыва€ скорость, на левом крыле произошел срыв потока, а обесточенный Ђтр€сунї не в состо€нии был предупредить пилотов о гроз€щей опасности. ¬ результате машина стала Ђзаваливатьс€ї влево, пока не упала на землю.
 омисси€ пришла к выводу, что, если бы ƒиллард, проигнорировав советы компьютера, поддерживал повышенную скорость набора высоты, трагедии можно было избежать. ¬осстановив истинную картину, эксперты задались вопросом: почему у самолета, прошедшего предполетную подготовку, отвалилс€ двигатель?
ѕри тщательном изучении обломков пилона левого двигател€ DC 10 в его главном силовом элементе обнаружили 10 футовую (0, 3 м) трещину усталостного характера. ћикротрещины около места разлома указывали, что металл здесь разрушилс€ задолго до катастрофы. Ќа взлете крыль€ прин€ли на себ€ 172 тонный вес лайнера, ослабленный пилон не выдержал перегрузки и сломалс€.
‘едеральное управление авиации распор€дилось провести инспекцию пилонов двигателей на всех машинах этого типа. –езультаты проверки оказались настолько неожиданными, что 6 июн€ администратор ‘јј Ћенхорн Ѕонг запретил эксплуатацию DC 10.
ѕри визуальной и ультразвуковой диагностике на дес€ти лайнерах обнаружены повреждени€, аналогичные тем, которые привели к катастрофе Ђбортаї N110AA. Ќа тридцати одном самолете наблюдалось усталостное разрушение металла в районе отверстий под крепежные болты пилона. —тало очевидно, что система предполетного контрол€ за состо€нием конструкции DC 10 оставл€ла желать лучшего.
Ёксперты вы€снили, что причина по€влени€ усталостных трещин в пилонах двигателей Ђƒугласовї Ч нарушение авиакомпани€ми технологии эксплуатации и ремонта машин. ¬ феврале 1978 года фирма Ђћакдоннел ƒугласї выпустила сервисный бюллетень о процедуре демонтажа крыльевых двигателей самолетов DC 10. ƒело в том, что, когда дл€ ремонта требовалось сн€ть двигатель, механики сначала отстыковывали двигатель от пилона, после чего демонтировали и сам пилон. Ќо в 1977 году Ђјмерикэн эйрлайнзї предложила более экономичную схему ремонта: двигатель и пилон, поддерживаемые мощным погрузчиком со специальным захватом, отсоедин€лись от крыла как единое целое. ћонтаж двигател€ производилс€ в обратном пор€дке.
ќднако в своем бюллетене Ђћакдоннел ƒугласї не утвердила подобной практики: процедура навески т€желого двигател€ на крыло требовала предельной точности, а обеспечить ее при использовании подъемника невозможно. ѕоскольку в то врем€ ‘јј еще не занималось сертификацией технических процессов обслуживани€ самолетов, Ђјмерикэн эйрлайнзї и еще несколько авиакомпаний самосто€тельно прин€ли решение о введении нового метода демонтажа двигателей.
¬ декабре 1978 года при отстыковке двигател€ DC 10 авиакомпании Ђ онтиненталї с использованием погрузчика треснул пилон двигател€. »нцидент списали на неопытность водител€ погрузчика, пилон отремонтировали и вновь установили на самолет. Ќо в феврале 1979 года при попытке установить двигатель на другой лайнер водитель погрузчика, вместо того чтобы приподн€ть переднюю часть турбины, опустил ее. –езультат Ч разрушенный пилон.
¬ марте 1979 года на DC 10 с бортовым номером N110AA авиакомпании Ђјмерикэн эйрлайнзї проведена замена левого двигател€.  ак и прежде, дл€ установки блока Ђпилон двигательї на место использовалс€ погрузчик с вилочным захватом. ¬еро€тнее всего, при монтаже пилона допущен небольшой перекос, что привело к возникновению в конструкции сильных внутренних напр€жений. ѕеременные нагрузки во врем€ полетов вместе с вибрацией ускорили процесс усталостного разрушени€ металла в районе, где пилон двигател€ крепитс€ к крылу, и в конце концов пилон не выдержал. ќбразовавшуюс€ трещину длиной 10 футов (0, 3 м) не обнаружили механики авиакомпании. «а два мес€ца, которые прошли с момента по€влени€ трещины до рокового дн€ 25 ма€ 1979 года, металл в зоне разрушени€ ослабел настолько, что не выдержал нагрузок очередного взлета и сломалс€.
ѕ€ть недель продолжалось расследование катастрофы в аэропорту ќ'’ара, и все это врем€, несмотр€ на протесты компании Ђћакдоннел ƒугласї и Ђјмерикэн эйрлайнзї, американские DC 10 сто€ли на приколе, хот€ аэробусы иностранных авиакомпаний начали летать еще 26 июн€. ‘јј оставалось непреклонным: пока истинные причины трагедии не установлены и меры, предотвращающие их повторение, не прин€ты, ни один DC 10 не подниметс€ в воздух над территорией —Ўј, » только 13 июл€, после многочисленных инспекций и тщательных проверок технического состо€ни€ самолетов, DC 10 вновь начал выполн€ть регул€рные рейсы.

ƒоступна€ продажа цементовозов.

Ќастроение сейчас - злое
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку