-–убрики

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 16.04.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 13712



√ибель –. јмундсена на ЂЋатаме 47ї

¬торник, 16 јвгуста 2011 г. 15:16 + в цитатник

18 июн€ 1928 года трагически окончилась экспедици€ по спасению дирижабл€ «»тали€» на гидросамолете «Ћатам 47», организованна€ –. јмундсеном.
ѕо видимому, самолет упал в море; все находившиес€ на его борту бесследно исчезли.


–уал јмундсен, знаменитый норвежский пол€рный исследователь, покоритель ёжного полюса, одним из первых стал использовать самолеты.  онечно, јмундсен понимал, что крыль€ не всегда спасают пол€рных исследователей от невзгод и несчастий. ѕосле перелета из  ингсбе€ через полюс на јл€ску в 1926 году он писал: «ћы не видали ни одного годного дл€ спуска места в течение всего полета от —вальберда (Ўпицберген) до јл€ски. Ќи единого!.. Ќаш совет таков: не летайте в глубь этих лед€ных полей, пока аэропланы не станут настолько совершенными, что можно будет не бо€тьс€ вынужденного спуска».

ѕосле удачного полета на дирижабле «Ќорвеги€» через —еверный полюс (1926) между јмундсеном и Ќобиле, что называетс€, пробежала черна€ кошка.  аждый публично обвинил другого во всех смертных грехах. ¬ экспедицию на дирижабле «»тали€» Ќобиле отправилс€ без јмундсена. –уал объ€вил о завершении своих пол€рных путешествий; в настроении его и в высказывани€х €вственно ощущались мотивы усталости, мысли о неизбежной смерти. » уж если это произойдет, говорил он, то лучше в небе.
ќднако, узнав об исчезновении «»талии», јмундсен сразу вызвалс€ возглавить спасательную экспедицию. Ќо норвежское правительство назначило руководителем воздушной группы военного летчика –исер Ћарсена, спутника јмундсена в полетах к полюсу; јмундсену не предложили даже участвовать в поисках. ≈го ссора с Ќобиле прозвучала слишком громко; телеграмма Ќобиле, по мнению норвежского правительства, ссоры не уравновешивала. (»меетс€ в виду одна из первых телеграмм с льдины: Ќобиле пр€мо сообщал, что руководство экспедицией, посылаемой к месту падени€ «»талии», следует поручить јмундсену.)
“огда –уал решает организовать собственную группу. —амолет дл€ јрктики нужен надежный. Ћетающа€ лодка «ƒорнье ¬аль», на которой он летал к полюсу, ему не по карману. јмундсен принимает предложение французского мор€ка и авиатора 38 летнего –ене √ильбо, заканчивающего испытани€ нового гидросамолета «Ћатам» в городке  одабек на  о на —ене.
√ильбо почти не верит в ошеломл€ющую удачу. Ћететь вместе с самим јмундсеном! ∆аль только, что придетс€ заменить второго пилота.  апитан лейтенант де  ювервиль — отличный авиатор и товарищ, но (нелепый случай) ему винтом отрубило три пальца, только что вышел из госпитал€. ƒе  ювервиль, узнав о решении √ильбо, приходит в €рость и на приеме у министра добиваетс€, чтобы его все таки включили в экипаж.
— јмундсеном вызвались лететь бортмеханик 26 летний √еорг Ѕрази, не раз с честью выходивший из т€желых аварийных ситуаций — он отличалс€ редким самообладанием, — а также радиотелеграфист Ёмиль ¬алетта, слывший одним из лучших специалистов французских ¬ћ—. ј главное, все четверо превосходно сработались во врем€ испытательных полетов.
¬ечером 16 июн€ французы прибыли в Ѕерген. Ќа следующее утро јмундсен и его спутники ƒитрихсен и ¬истинг впервые увидели «Ћатам»: самолет достаточно прочный, оправлен в сталь, но дерев€нный.  онечно, в экспедиционных услови€х ремонтировать дерево проще, но ведь и повреждаетс€ оно легче, тем более в пол€рном море, где плавают льдины. ƒл€ боковой остойчивости «Ћатам» оснащен на концах крыльев балансными поплавками. ¬ этом он проигрывал по сравнению с цельнометаллическим «ƒорнье ¬аль» — на нем функцию поплавков выполн€ли прочные боковые плавники. ј поплавки увеличивали веро€тность зацеплени€ за случайную льдину. ƒа и разводь€ во льдах дл€ посадки и взлета требуютс€ значительно шире, чем дл€ «ƒорнье ¬аль». ѕотер€ поплавка, особенно при волнении, означала неминуемую катастрофу — гидросамолет тер€л остойчивость, «черпал» крыль€ми поверхность мор€ и переворачивалс€. «Ћатам» садилс€ и взлетал только на воду и с воды.
√идросамолет имел два надежных п€тисотсильных мотора, установленных «тандемом», — один т€нет, второй толкает. √рузоподъемность почти 4 т; крейсерска€ скорость 140 км/ч; радиус действи€ до 2500 км. ¬ последний момент перед отлетом из ‘ранции в самолете кое что усовершенствовали: добавили радиоустройство, позвол€ющее брать пеленги на работающие радиостанции, а в карбюраторах установили систему обогрева. –аботы контролировал сам Ћатам.
¬ Ѕергене провели день; заправились горючим; Ѕрази проверил работу моторов; де  ювервиль проконтролировал ремонт поплавка, слегка поврежденного при посадке. ѕогрузили 20 килограммов пеммикана и столько же шоколада, большую коробку овс€ных галет, винтовку с сотней патронов, сто плиток сухого спирта дл€ походной кухни.
‘ранцузы считали, что јмундсен один, а тот захватил в Ѕерген проверенных ƒитрихсена и ¬истинга. Ќо разве де  ювервиль уступит место Ћейфу ƒитрихсену! Ќу а если брать и ¬истинга, машина окажетс€ перегруженной.
ѕошли на компромисс: капитана ¬истинга отправили на Ўпицберген пароходом. Ќо јмундсен насто€л на том, чтобы вз€ть ƒитрихсена: их св€зывает многое — еще недавно они летали к полюсу, вместе сто€ли на грани гибели. ¬ечером направились в “ромсе.
ѕеред вылетом јмундсен дал интервью дл€ печати: «Ќеобходимо действовать без промедлени€. “олько тот, кто, как €, провел три недели среди льдов, может пон€ть, что это значит и что помощь в таких случа€х никогда не бывает слишком быстрой. —уществует чувство солидарности, которое должно объедин€ть людей, особенно тех, кто рискует жизнью дл€ науки. ѕеред этим чувством наши личные разногласи€ должны исчезнуть. ¬се, что омрачало наши личные отношени€ с генералом Ќобиле, забыто. —егодн€ € знаю только одно: генерал Ќобиле и его товарищи в опасности, и необходимо сделать все возможное, чтобы спасти их!»
Ќастало утро 18 июн€; залили полностью горючим все шесть баков «Ћатама». ѕогода в “ромсе отлична€; √еофизический институт сообщил: на пути до Ўпицбергена слабый ветер, местами туман. ¬ четверть двенадцатого новый звонок от геофизиков: между √ренландией и Ўпицбергеном по€вилась область низкого давлени€, и есть опасность ее развити€. ѕотом еще одно телефонное подтверждение, что у ћедвежьего острова пока €сно и тихо.
ѕолное безветрие и в “ромсе, а перегруженным гидропланам нужен хот€ бы легкий встречный ветерок. ‘инский и шведский экипажи, также направл€ющиес€ на Ўпицберген, отложили вылет на сутки. јмундсен решил подождать сводку погоды на два часа дн€ — торопилс€ больше других.   полету на Ўпицберген готовы еще два гидросамолета, но јмундсен не скоординировал с ними свой полет и никому не сообщил о своих планах.
18 июн€, в 14 часов, «Ћатам» вылетел на поиски Ќобиле. јмундсен получил информацию, что лагерь потерпевших находитс€ на обломке лед€ного пол€, окруженном 8—9 балльным крупнобитым льдом, где есть разводь€, неширокие, но достаточно длинные. «на€, что самолеты Ћундборга и Ўипберга, а также –исер Ћарсена снабдили лагерь всем необходимым дл€ жизни на дрейфующем льду, включа€ радиостанции и резиновые лодки, јмундсен, веро€тно, не рассчитывал на посадку у лагер€, — обитател€м его к этому времени не угрожала немедленна€ и неотвратима€ опасность. ¬ худшем положении находилась группа јлександрини, в составе шести человек, улетевших с оболочкой дирижабл€ после удара гондолы о лед: они еще не найдены. ѕо видимому, јмундсен собиралс€ добратьс€ до района падени€ оболочки дирижабл€. ¬о вс€ком случае, горючего, залитого во все шесть баков гидросамолета из расчета на 2500 километров, с избытком хватило бы, чтобы полностью осмотреть весь район катастрофы с учетом дрейфа и затем вернутьс€ на основную базу спасательных работ — в  ингсбей.
–уал, суд€ по всему, решил начать поиски упавшей оболочки дирижабл€. ≈сли бы јмундсен планировал вылет до  ингсбе€, чтобы оттуда начать спасательные полеты, на этот маршрут, 750 километров, ему с избытком хватило бы трех баков и гидросамолет оторвалс€ бы от воды даже при штиле.
—в€зь с гидросамолетом поддерживала радиостанци€ √еофизического института. –адиопеленговани€ тогда еще практически не знали; јмундсен путевых координат не сообщал. ¬ 18.45 геофизический институт прервал св€зь — настало врем€ передавать прогнозы погоды дл€ рыбаков. ¬ это врем€ «Ћатам» летел в густом тумане вблизи острова ћедвежий.
ј другие радиостанции? ƒальность действи€ передатчика «Ћатама» при полете составл€ла около 900 километров; при работе с воды уменьшалась в три раза. ¬ 17.40 радиостанци€ на острове »нге, на севере Ќорвегии, разговаривала с «Ћатамом». ¬ 17.45 самолет вызывал Ћонгьир на Ўпицбергене.
ћедвежий остров пыталс€ св€затьс€ с «Ћатамом» в 19.15, но безуспешно. √еофизический институт вновь начал вызывать самолет в 20.00 — ответа не получил. Ѕольше никто в мире не слышал четкого радиопочерка ¬алетты.
¬еликий пол€рный исследователь и п€теро его спутников исчезли в просторах Ѕаренцева мор€. “рагеди€ «Ћатама», последовавша€ за катастрофой «»талии», потр€сла мир.
¬ район бедстви€ ‘ранци€ послала крейсер, судно рыбоохраны, транспортное и китобойное суда. Ќорвеги€ направила туда же свой крейсер и несколько торговых судов. ƒани€ также участвовала в поисках. ¬се эти суда с помощью норвежских, шведских и французских самолетов обследовали Ѕаренцево море в районе между 70 и 81 й параллел€ми, нулевым и 30 м меридианами восточной долготы. ¬ поисках принимали участие и италь€нские самолеты. ¬се оказалось тщетно.
¬ ночь с 31 августа на 1 сент€бр€ 1928 года с норвежского рыболовного судна «Ѕрода» заметили качающийс€ на волнах круглый предмет. Ќаходку подн€ли на палубу, и чуть позже радист отправил сообщение: «¬сем, всем, всем. Ќайден поплавок гидросамолета, по видимому „Ћатама“. Ќаши координаты… ¬ 3.00 войдем в “ромсе. Ќужен эксперт».
Ёкспертизой руководил норвежский адмирал √ерр. ƒа, рыбаки не ошиблись: поплавок принадлежал «Ћатаму 47».
13 окт€бр€ обнаружили в море бензобак. “еперь уже в гибели великого норвежца никто не сомневалс€.
ѕодтверждалась гипотеза, что из за неполадок в моторе самолет јмундсена при посадке на воду ударилс€ о плавучую льдину; оторвалс€ поплавок, и самолет затонул в Ѕаренцевом море, недалеко от острова ћедвежий. “аким образом, опасени€ јмундсена по поводу ненадежности самолета дл€ использовани€ его в јрктике полностью оправдались.
Ёта катастрофа до сих пор вызывает много споров. √енеральное направление полета, несомненно, на  ингсбей. Ќо не захотел ли јмундсен по пути отклонитьс€? ¬едь лагерь Ќобиле еще не обнаружен. Ўесть человек вместе с оболочкой дирижабл€ унесены в восточном направлении. ћайор ћайстерлинг, председатель Ќорвежского аэроклуба, — он последним разговаривал с јмундсеном в Ѕергене — отвечал назойливым репортерам: «Ќе знаю, куда полетел јмундсен. ќн мне этого не сказал. я полагаю, что он отправилс€ пр€мо к обломкам дирижабл€, о месте аварии которого до сих пор ничего не известно».
 атастрофа произошла по маршруту “ромсе —  ингсбей или восточнее, считали организаторы поисков. ќднако многие с этим не соглашались: «јмундсен, конечно, оп€ть изменил свой план, как тогда с ёжным полюсом…» ¬с€ тактика поисков «Ћатама» исходила из этих вполне логичных предположений: јмундсен стремилс€ либо на Ўпицберген, чтобы оттуда руководить спасательными работами (его авторитет, огромный пол€рный опыт сыграли бы существенную роль), либо пр€мо к месту катастрофы, наде€сь на удачу. ¬друг по соседству с лагерем италь€нцев окажутс€ разводь€ и «Ћатам» сумеет сесть.
 ак всегда в подобных ситуаци€х, мир заполнилс€ слухами, домыслами, догадками. ƒвое норвежцев утверждали, что видели, как «Ћатам» упал недалеко от ћедвежьего острова. ¬последствии вы€снилось, что это была «—авой€» ћаддалены, который опустилс€ на воду, чтобы заменить свечи.  апитаны нескольких рыбачьих судов видели: какой то гидросамолет полетел совсем уж неверо€тным курсом — чуть ли не на запад.
ѕостепенно определились три основные версии о месте гибели «Ћатама». ѕерва€: пр€мо по маршруту “ромсе —  ингсбей, где то в районе острова ћедвежьего. ¬тора€: восточнее этого маршрута, в Ѕаренцевом море. » наконец, треть€: в северо западном направлении от “ромсе, в Ќорвежском море.
Ќа чем основываетс€ последн€€ верси€? Ќеподалеку от входа в ћалангенфьорд в тот день, 18 июн€, находилось рыбачье судно.  апитан его, ѕитер  атфьорд, позднее сообщил, что видел самолет, который летел в северо западном направлении и вскоре скрылс€ в тумане. Ѕыло довольно €сно, дул легкий бриз, но с севера надвигалс€ шторм и плотный туман. Ѕыстро темнел горизонт на северо востоке. „то самолет летел на северо запад, кроме  атфьорда, подтверждают китобои ѕауль Ѕьервог и Ќестор, — их суда также находились в этом районе. «аписи в судовом журнале парохода «»нгерте», во второй половине дн€ 18 июн€ находившегос€ примерно в трехстах километрах к северо западу от “ромсе, полностью совпали с показани€ми  атфьорда.
”худшение погоды, предсказанное √еофизическим институтом, наступило скорее, чем предполагалось. ¬ылетев из фьорда, јмундсен, по видимому, здраво оценил обстановку. ќставалс€ единственный путь — обойти непогоду западнее. «она тумана оказалась обширнее. «Ћатам», еще больше отклон€€сь к западу, веро€тно, вынужден был пойти на посадку. ∆елание јмундсена погибнуть в небе легко и просто не осуществилось. «Ћатам», может быть из за отказа одного мотора или по какой то другой, в этих услови€х, в общем то, некатастрофической причине сел на воду.
ћетеообстановка в районе предполагаемой посадки была сложной; ветер до 15 метров в секунду; туман; температура воздуха около нул€; высота волн два три метра. —адитьс€ при такой волне на т€желой машине — сложное испытание дл€ летчика. ¬озможно, посадка «Ћатама» была жесткой, со сносом поплавка.
Ёкипаж «Ћатама» начинает ремонт; главное — вернуть самолету остойчивость.   моменту посадки только один бак горючего из шести выработан. ѕохоже, его извлекли из фюзел€жа, сделали дерев€нную затычку на бензопроводе и стали приспосабливать вместо потер€нного поплавка. —колько времени мужественный экипаж боролс€ за спасение «Ћатама» и своих жизней, остаетс€ только догадыватьс€.
ќднако верси€, согласно которой «Ћатам 47» от “ромсе вз€л курс на северо запад, спорна прежде всего потому, что полет в этом направлении удал€л јмундсена от  ингсбе€. Ѕолее чем опасно идти к центру циклона по маршруту в сторону √ренландии, где нет никаких баз.
Ўтурман пол€рник ¬. јккуратов, например, уверен, что, когда јмундсен в тот солнечный июньский день вышел по своему маршруту в район гибели дирижабл€, катастрофа произошла с ним в разводье среди льдов, где «Ћатам» совершил преднамеренную или вынужденную посадку.
ѕробоина сзади в поплавке, дерев€нна€ затычка в патрубке бензобака — все говорит о том, что гидросамолет садилс€ в разводье с редкими, мелкими льдинками. Ёкипаж, бор€сь за свою жизнь, пыталс€ вместо сбитого поплавка установить бензобак. ќчевидно, это можно было сделать только со льда.
Ћьды, сближа€сь, раздавили дерев€нный самолет, и люди остались на дрейфующем льду. ¬ конце концов «Ћатам» затонул, а поплавок и бак, находившиес€ на льду, вынесло в √ренландский пролив, где скорость дрейфа достигает 25 км в сутки.
„ешский ученый Ѕегоунек писал: «√ибель јмундсена €вилась славным завершением его жизни, с которой св€заны замечательные успехи в истории пол€рных открытий. ќн пожертвовал собой, чтобы помочь экспедиции, руководимой человеком, которого он своим недружелюбным отношением в свое врем€ обидел больше, чем кого либо из людей, встретившихс€ на его бурном жизненном пути».
¬ своих воспоминани€х Ќобиле, конечно, не обошел молчанием благородный порыв и трагический конец знаменитого пол€рника. ќн писал: «јмундсен периода „Ћатама“, ринувшийс€ спасать потерпевший крушение экипаж „»талии“, перечеркнул дл€ себ€ и дл€ мен€ ту скверную главу своей книги».
ѕозднее в своей книге Ќобиле справедливо указывал на индивидуализм и самоуверенность јмундсена. ≈сли –уал собиралс€ на «Ћатаме» лететь из “ромсе пр€мо в лагерь нобилевцев, то у него не было никаких шансов на успех: ведь он не знал, куда дрейф отнесет « расную палатку».
  сожалению, јмундсен вообще слабо разбиралс€ в воздушной навигации. ¬ то же врем€ он, большой знаток в деле проведени€ пол€рных экспедиций на собачьих упр€жках, помог бы нобилевцам, если бы, прибыв в  ингсбей, предприн€л такую экспедицию с северных берегов —еверо ¬осточной «емли. ѕри помощи самолета, пилотируемого √ильбо или –исер Ћарсеном, они получали бы данные о перемещени€х « расной палатки» и благополучно спасли бы экипаж «»талии» или хот€ бы доставили снар€жение и продовольствие в их лагерь. «“ака€ экспедици€, — писал Ќобиле, — без сомнени€, достигла бы цели и спасла потерпевших бедствие.  акой это был бы триумф дл€ знаменитого исследовател€».
 
ѕредлагаю не дорого сн€ть квартиру посуточно в ’анты-ћансийске. Ѕольшой выбор квартир.

Ќастроение сейчас - злое

–убрики:  бред


ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



Ompnayon   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 10 јвгуста 2014 г. 00:02 (ссылка)
—пасибо за статью!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Witch_you   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 11 јвгуста 2014 г. 10:30 (ссылка)
»сходное сообщение Ompnayon
—пасибо за статью!
Ќа здоровье
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку