-–убрики

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 16.04.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 13712



 атастрофа самолета јЌ“ 20 Ђћаксим √орькийї

—реда, 24 јвгуста 2011 г. 15:08 + в цитатник

18 ма€ 1935 года в ћоскве, в районе ÷ентрального аэродрома, произошла авиакатастрофа с самым большим самолетом своего времени — јЌ“ 20 «ћаксим √орький».
ѕогибли 47 человек, среди которых шестеро детей в возрасте от 8 до 15 лет.


»де€ создани€ самолета гиганта родилась в окт€бре 1932 года, в св€зи с 40 летним юбилеем литературной и общественной де€тельности јлексе€ ћаксимовича √орького. »нициатором выступил попул€рный литератор и публицист ћихаил  ольцов. —талин идею поддержал. ќкрыленный поддержкой государства,  ольцов организовал всенародный сбор средств на строительство самолета гиганта через газету «ѕравда» и радио. √азеты с начала 1933 года вели специальную рубрику, где сообщали о добровольных пожертвовани€х на строительство чуда техники. ¬ короткий срок удалось собрать значительную сумму — 6 миллионов рублей.

¬озглавить проект доверили авиаконструктору јндрею Ќиколаевичу “уполеву. —реди конструкторов — руководителей бригад — знаменитые ¬.ћ. ѕетл€ков, ј.ј. јрхангельский, Ѕ.ј. —аукке, Ѕ.ћ.  ондорский. ¬ создании самолета гиганта јЌ“ 20 «ћаксим √орький» принимало участие более ста учреждений и предпри€тий смежников, в том числе ÷ентральный аэрогидродинамический институт (÷ј√»).
ѕостройка самолета началась 4 июл€ 1933 года, а уже 24 апрел€ следующего года специальна€ правительственна€ комисси€ признала его годным к полетам.
Ёто был насто€щий гигант своего времени. Ќа јЌ“ 20 имелись места дл€ восьми членов экипажа и 72 пассажиров. ≈го размеры поражали: длина фюзел€жа 32, 5 м, ширина 3, 5 м, высота 2, 5 м; размах крыла 63 м. ѕлощадь полезных помещений более 100 кв. м. ћасса 28, 5 т, с грузом — до 50 т; скорость 260 км/час. ћашины таких размеров не создавались нигде в мире еще почти полтора дес€тка лет.
¬осемь моторов конструкции ј.ј. ћикулина общей мощностью 7000 л.с. держались не только на крыль€х (по три с каждой стороны), но и этаким тандемом на фюзел€же сверху, с пропеллерами вперед и назад. ƒвигатели запускались сжатым воздухом. ¬первые в ———– на пассажирском самолете по€вилс€ автопилот отечественной конструкции. ”правление двойное (дублированное); топливо заправл€лось в четырнадцать баков.
17 июн€ 1934 года летчики испытатели ћ.ћ. √ромов и ».». ∆уров впервые подн€ли детище “уполева в воздух. јЌ“ 20 хорошо слушалс€ рулей, был устойчив; через два дн€, во врем€ встречи челюскинцев, он совершил триумфальный полет над  расной площадью в сопровождении истребителей.
—амолет гигант предназначалс€ прежде всего дл€ целей агитации и пропаганды. —оздавалась цела€ агитэскадриль€ имени ћаксима √орького. ≈е самолеты доставл€ли газеты и литературу в отдаленные населенные пункты. —амолету јЌ“ 20 «ћаксим √орький» предсто€ло стать флагманом этой эскадрильи. Ќа его борту находились киносъемочна€ аппаратура и лаборатори€ дл€ обработки отсн€того материала, кинопроектор с экраном 4, 5 на 8 метров, а также мини типографи€, способна€ на прот€жении полета выдать несколько тыс€ч листовок. √ромкоговор€ща€ установка «√олос с неба» служила дл€ вещани€ во врем€ полета, а оригинальный аппарат — дл€ проецировани€ на облака световых лозунгов и призывов.
¬осхищенные иностранные журналисты после полета над ћосквой подробно описывали внутреннюю и внешнюю конструкцию самолета, пассажирский салон, каюты с «прозрачным полом», буфет, центральную телефонную станцию, киноустановку, типографию, фотолабораторию, пневмопочту, радиостудию и туалет.
¬ысокую оценку дал јЌ“ 20 французский летчик и писатель јнтуан де —ент Ёкзюпери. «я летал на самолете „ћаксим √орький“, — писал он. — Ёти коридоры, этот салон, эти каюты, этот мощный гул восьми моторов, эта внутренн€€ телефонна€ св€зь — все было не похоже на привычную дл€ мен€ воздушную обстановку. Ќо еще больше, чем техническим совершенством самолета, € восхищалс€ молодым экипажем и порывом, общим дл€ всех этих людей. я восхищалс€ их серьезностью и внутренней радостью, с которой они работали. „увства, обуревавшие этих людей, казались мне более мощной движущей силой, чем сила восьми великолепных моторов гиганта…»
ќколо года длились и успешно закончились летные испытани€. ¬се шло прекрасно, пока в небе над ћосквой не произошла трагеди€.
»з официального сообщени€ “ј——:
«18 ма€ 1935 года, в 12 часов 45 минут, в городе ћоскве, в районе ÷ентрального аэродрома, произошла катастрофа с самолетом „ћаксим √орький“.
 атастрофа произошла при следующих обсто€тельствах. —амолет «ћаксим √орький» совершал полет под управлением летчика ÷ј√» т. ∆урова, при втором пилоте из эскадрильи им. ћ. √орького ћихееве; имел на борту ударников ÷ј√» в количестве 36 человек.
¬ этом полете «ћаксим √орький» сопровождал тренировочный самолет ÷ј√» под управлением летчика Ѕлагина. Ќесмотр€ на категорическое запрещение делать какие бы то ни было фигуры высшего пилотажа во врем€ сопровождени€, летчик Ѕлагин нарушил этот приказ и стал делать фигуры высшего пилотажа в непосредственной близости от самолета «ћаксим √орький», на высоте 700 м.
ѕри выходе из мертвой петли летчик Ѕлагин своим самолетом ударил в крыло самолета «ћаксим √орький».
—амолет «ћаксим √орький» вследствие полученных повреждений от удара тренировочного самолета стал разрушатьс€ в воздухе, перешел в пике и отдельными част€ми упал на землю в поселке —окол в районе аэродрома.
ѕри катастрофе погибли 11 человек экипажа самолета «ћаксим √орький» и 36 пассажиров ударников из инженеров, техников и рабочих ÷ј√», в числе которых были несколько членов их семей. ѕри столкновении погиб также летчик Ѕлагин, пилотировавший тренировочный самолет.
ѕохороны погибших прин€ты на государственный счет и состо€тс€ 20 ма€ с.г.
ѕравительством решено выдать семь€м погибших по 10 тыс€ч рублей единовременного пособи€ каждой семье и установить повышенное пенсионное обеспечение. ќбразована комисси€ по похоронам в составе: ’рущев, ’арламов, “качев».
Ќачальник √лавного управлени€ гражданского воздушного флота ».‘. “качев за€вил журналисту: «Ѕлагин с хулиганским упорством начал делать фигуры высшего пилотажа вблизи самолета гиганта. ¬ этом человеке прорвалась не вытравленна€ еще дика€, анархическа€ натура; он воспользовалс€ тем, что в воздухе нет преп€тствий дл€ ее хулиганских про€влений».
ƒело в том, что Ќиколай ѕавлович Ѕлагин — сын потомственного двор€нина, полковника царской армии. ѕолучил хорошее образование: летом 1920 года окончил теоретические курсы авиации при дивизионе воздушных кораблей «»ль€ ћуромец», ћосковскую школу авиации и затем высшую школу военлетов. ¬ 1930 году стал инструктором 1 го разр€да в Ќаучно испытательном институте ¬¬— –  ј, а в €нваре 1932 года прин€т в ÷ј√» ведущим летчиком испытателем при ќ Ѕ ј.Ќ. “уполева. ѕо отзывам работников ÷ј√», Ќиколай Ѕлагин летал на всех типах самолетов; прекрасный товарищ, любил летную работу, про€вл€л склонность к изобретательству. ѕровел р€д ответственных испытаний авиационного вооружени€ и стартовых пороховых ускорителей т€желого бомбардировщика “Ѕ 1 — по тому времени больша€ новинка.
—тарший летчик √ригорий —тепанович ћалиновский, очевидец гибели «ћаксима √орького», убежден, что всегда дисциплинированного и имевшего прекрасную репутацию летчика ÷ј√» Ќикола€ Ѕлагина уговорило совершить этот «высший пилотаж», ставший дл€ самолета роковым, некое высокое начальство.
«—амый бесшабашный лихач ни за что не будет подвергать опасности, столь €вной, жизни других, — говорил ћалиновский. — ј на борту „ћаксима √орького“ было полно пассажиров… » по своей инициативе Ѕлагин не стал бы рисковать чужими жизн€ми… ¬едь и кинохронику пригласили!
¬ оригинале обращают на себ€ внимание «усеченные» при редактировании —талиным абзацы.
ƒаже если бы «мертва€ петл€» вокруг крыла лет€щего гиганта закончилась благополучно, Ѕлагина немедленно бы судили. Ќо кем то ему была €вно гарантирована безопасность!»
ѕодобного мнени€ придерживалс€ летчик испытатель ¬ладимир  оккинаки, дважды √ерой —оветского —оюза: «“емное дело. Ќо, скорей всего, бедному истребителю просто напросто устно приказали совершить высший пилотаж дл€ в€щего эффекта, пущей демонстрации контраста, мощи и искусства советской авиации. ј он — подчиненный, к тому же двор€нского происхождени€, однажды не прошедший пресловутую партийную чистку и здорово дороживший престижным местом, — не в силах был отказатьс€ от рискованной операции. ј когда его тоже не стало, на исчезнувшего, как водитс€, взвалили все грехи, умыва€ начальственные руки».
—корее всего, начальство ÷ј√» предложило Ѕлагину совершить петлю во врем€ полета в «рекламных» цел€х, перед объективом кинокамеры. (Ќачальником ÷ј√» был Ќ. ’арламов, подтвердивший такое указание, но затем, в газете «ѕравда» от 20 ма€ 1935 года, всю вину переложивший на Ѕлагина.) ќпытный летчик выполнил прихоть начальства. ѕравда, он заменил классическую «мертвую петлю» неправильной «бочкой» с большим радиусом. — земли дл€ наблюдател€ это казалось «мертвой петлей» и выгл€дело весьма эффектно.
Ћетчик испытатель, √ерой —оветского —оюза ћ.ј. Ќюхтиков, посмотревший хронику в ÷ј√», свидетельствует, что Ѕлагин выполнил благополучно две эволюции и только на третьей таранил «ћаксима √орького», €вно не справившись с управлением.
—ъемка велась кинооператором ўекутьевым с самолета – 5 в довольно трудных услови€х — из открытой кабины. ѕеред киносъемкой ўекутьев, опаса€сь, что истребитель » 5 Ѕлагина окажетс€ за кадром, попросил его: «“ы давай получше крути!» Ћетчику это замечание не понравилось. ѕеред полетом 18 ма€ Ќиколай Ѕлагин был мрачен и €вно нервничал. (Ќакануне он сказал жене: «Ќе нравитс€ мне эта зате€…»)
ќператор кинохроники запечатлел последний полет воздушного гиганта: суету перед вылетом, возбужденных пассажиров; смущенно улыбающийс€ экипаж: командира корабл€ »вана ћихеева, второго пилота Ќикола€ ∆урова, бортмехаников ћатвеенко, ћедведева, Ѕусноватова и остальных членов экипажа: Ћакрузо, ¬ласова, ‘омина (всего 11 человек).
ќрденоносца летчика »вана ћихеева знала вс€ страна. Ѕывший авиамеханик, он, чтобы научитьс€ летать, переделал одноместный старый «ћоран ∆» в двухместный. ¬ 1925 году участвовал в рекордном перелете ћосква — ѕекин. «атем был командиром авиаотр€да по борьбе с саранчой. ј в последующие годы освоил полеты на новых машинах — јЌ“ 9 и п€тимоторном јЌ“ 14.
ѕоказани€ летчика испытател€ Ќ»» ¬¬— ¬.¬. –ыбушкина записал корреспондент «ѕравды»:
««адание € получил в 5 часов вечера 17 ма€ вместе с летчиком Ѕлагиным. ћне было приказано вз€ть на борт кинооператора ўекутьева… я подн€лс€ первым, за мной взлетел Ѕлагин. «атем подн€лс€ „ћаксим √орький“. я пристроилс€ слева от него. Ѕлагин — справа.
Ќа втором круге «ћаксим √орький» сделал разворот влево и пошел по направлению к аэродрому. я подн€лс€ немного выше и шел метрах в п€тидес€ти от левого крыла самолета. —мотрю, Ѕлагин, наход€сь на правом крыле, сделал правую «бочку» и отошел по инерции вправо от самолета. «атем он перешел на левое крыло; € немного отошел в сторону и подн€лс€ выше, решив, что он будет делать левую «бочку» и его самолет отнесет влево.
Ѕлагин прибавил газу, вышел вперед и стал делать новую фигуру высшего пилотажа. Ёто было очень опасно, так как его по инерции могло затащить на «ћаксима √орького». ‘игура у него не получилась, он потер€л скорость и врезалс€ в правое крыло «ћаксима √орького», около среднего мотора. ¬идимо, он ударилс€ в масл€ные баки (ибо взвилс€ клуб черного дыма, пробил мотором верхнюю и нижнюю обшивки крыла и сломал лонжероны).
”дар был чудовищной силы, «ћаксим √орький» накренилс€ вправо, от него отделилс€ черный капот и куски тренировочного самолета. «ћаксим √орький» пролетел по инерции еще 10—15 секунд, крен все увеличивалс€, и он начал падать на нос. «атем оторвалась часть правого крыла, потом отлетела часть фюзел€жа с хвостом, самолет перешел в отвесное пикирование и перевернулс€ на спину.
ћашина ударилась о сосны, стала сносить деревь€ и окончательно рассыпалась на земле…»
¬ поселок —окол были посланы курсанты военных училищ и милиции, части Ќ ¬ƒ. ‘ильм ўекутьева был арестован и засекречен.
”же 20 ма€ тела погибших в авиакатастрофе были кремированы и урны с их прахом захоронены в стене Ќоводевичьего кладбища.
Ќа похоронах жертв воздушной катастрофы многие обратили внимание на удивительное снисхождение, про€вленное к погибшему главному виновнику страшной катастрофы Ќиколаю Ѕлагину: его похоронили вместе со всеми на Ќоводевичьем кладбище. —емье летчика выплатили единовременное пособие и обеспечили пенсией. ѕо одной из версий, Ќ. ’рущев звонил ». —талину и спросил: как быть с телом Ѕлагина? —талин после долгой паузы сказал: «’оронить вместе со всеми», — и положил трубку.
—амое поразительное в истории гибели «ћаксима √орького» началось позже, через четыре мес€ца после страшной катастрофы. ¬ыходивша€ в ѕариже газета русских эмигрантов «¬озрождение» в номере от 12 сент€бр€ 1935 года перепечатала из польской газеты «ћеч» €кобы предсмертное письмо Ќикола€ Ѕлагина, из которого следовало, что летчик был €рым антикоммунистом и пожертвовал собой ради того, чтобы убить находившихс€ в самолете јЌ“ 20 членов —оветского правительства. («а несколько дней до катастрофы по всей ћоскве действительно гул€ли слухи, будто —талин собираетс€ совершить полет на «ћаксиме √орьком» в компании ћолотова,  агановича, ќрджоникидзе и других высокопоставленных лиц.)
¬ конце письма Ѕлагин призывал:
«Ќеобходимо боротьс€ с коммунистической заразой, использу€ ее собственные методы, то есть прокламации!
Ѕрать€ и сестры! «автра € поведу свою крылатую машину и протараню самолет, который носит им€ негод€€ ћаксима √орького! “аким способом € убью дес€ток коммунистов бездельников, «ударников» (коммунистических гвардейцев), как они люб€т себ€ называть.
Ётот аэроплан, построенный на деньги, которые вас вынудили отдать, упадет на вас! Ќо поймите, брать€ и сестры, вс€кому терпению приходит конец!
ѕеред лицом смерти € за€вл€ю, что все коммунисты и их прихвостни — вне закона. я скоро умру, но вы вечно помните о мстителе Ќиколае Ѕлагине, погибшем за русский народ!
ћосква, 17 ма€ 1935 года. Ќиколай Ѕлагин, летчик».
Ёто письмо — €вна€ фальшивка. ≈сли бы Ѕлагин был камикадзе, он не стал бы делать фигуры пилотажа, а направил бы свой самолет на цель по пр€мой. ¬ыполн€€ петлю, одинаково трудно как уклонитьс€ от столкновени€, так и точно нанести таранный удар.  роме того, наход€сь на одном аэродроме с «ћаксимом √орьким», Ѕлагин не мог не знать состава пассажиров и того, что там не было членов правительства.
«“аким способом € убью дес€ток коммунистов бездельников…» Ёти строки не мог написать Ѕлагин, так как он отлично (по именам) знал многих пассажиров, среди которых были его сослуживцы, работники ÷ј√», их жены и дети. ћногие не были коммунистами, а уж бездельниками — тем более…
«…я знаю, что эта трагеди€ вызвана не технической ошибкой, не невежеством создателей или оплошностью экипажа, — писал јнтуан де —ент Ёкзюпери. — Ёта трагеди€ не €вл€етс€ одной из тех трагедий, которые могут заставить людей усомнитьс€ в своих силах. Ќе стало самолета гиганта. Ќо страна и люди, его создавшие, сумеют вызвать к жизни еще более изумительные корабли — чудеса техники».
ѕосле гибели «ћаксима √орького» брошен клич собирать средства на постройку шестнадцати самолетов типа «ћаксима √орького». «а короткий срок собрано 63 миллиона рублей! Ќо построили только один самолет гигант; выпустили только один шестимоторный модифицированный самолет јЌ“ 20бис. —амолет испытал ћ.ћ. √ромов, потом он же перевозил пассажиров на аэролинии ћосква — ћинеральные ¬оды. ¬о врем€ войны на воздушный гигант транспортировали грузы, пока в одном из рейсов в декабре 1942 года он не был разбит при посадке.

—рочно сдаю однокомнатную квартиру в —анкт-ѕетербурге метро комендантский проспект. Ќе посредник! Ќе дорого!

Ќастроение сейчас - злое

–убрики:  бред


ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



я-¬ онтакте   обратитьс€ по имени ¬торник, 22 »юл€ 2014 г. 11:23 (ссылка)
—пасибо за статью
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Witch_you   обратитьс€ по имени ¬торник, 22 »юл€ 2014 г. 19:07 (ссылка)
»сходное сообщение я-¬ онтакте
—пасибо за статью
ѕурум - пу- пум
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку