-–убрики

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 16.04.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 13712



»счезновение самолета Ђ———– Ќ 209ї

¬оскресенье, 04 —ент€бр€ 2011 г. 23:56 + в цитатник
13 августа 1937 года в безмолвии јрктики исчез самолет Ђ———– Ќ 209ї с его командиром, √ероем —оветского —оюза —. Ћеваневским, и п€тью членами экипажа.

30 е годы можно назвать звездными дл€ советской пол€рной авиации. ¬ мае 1937 года больша€ воздушна€ экспедици€ на четырех т€желых самолетах высадила на —еверном полюсе первую в мире научную дрейфующую пол€рную станцию.

18 июн€ ¬алерий „калов на одномоторном јЌ“ 25 совершает трансарктический перелет по маршруту ћосква Ч —еверный полюс Ч —оединенные Ўтаты јмерики. —пуст€ три недели это достижение повтор€ет ћихаил √ромов.
ѕосле благополучных перелетов в —Ўј „калова и √ромова незаур€дный и честолюбивый летчик —игизмунд Ћеваневский, прославившийс€ в челюскинской эпопее, решил отправитьс€ в —Ўј по другому маршруту Ч вначале по трассе „калова и √ромова (јрхангельск Ч Ѕаренцево море Ч остров –удольфа), затем пролететь вдоль 148 го меридиана западной долготы, над районом полюса недоступности и приземлитьс€ на јл€ске.
¬ то врем€ и в —Ўј, и в ———– полным ходом шли работы по созданию т€желых четырехмоторных самолетов, способных перевозить грузы на большие рассто€ни€. ¬ —оветском —оюзе эту задачу решало конструкторское бюро профессора ¬.‘. Ѕолховитинова.
¬ результате был создан совсем новый тип самолета. Ђѕтенецї Ѕолховитинова имел гигантские размеры: 40 метровый размах крыльев, площадь крыла более 230 кв. м. „етыре мотора развивали мощность по 850 л.с. каждый. ќблада€ скоростью 280 км/ч, самолет поднимал 12 т груза, имел Ђпотолокї 6000 м и дальность полета 7000 км. ‘юзел€ж сделали более современный и прочный; дл€ обшивки использовали алюминиевые листы (вместо гофрированных). ѕолуубирающиес€ шасси Ч Ђштаныї Ч позволили увеличить дальность и высоту полета. ѕо€вились также закрытые фонари кабины и щитки Ч приспособлени€ дл€ уменьшени€ посадочной скорости.
¬есной 1935 года самолет Ќ 209 построен, начались летные испытани€. ѕервыми машину подн€ли в воздух я. ћоисеев и Ќ.  астанаев.
—амолет произвел сильное впечатление на Ћеваневского. ¬скоре правительство разрешило ему перелет на новой машине по маршруту ћосква Ч —еверный полюс Ч —еверна€ јмерика. ¬ экипаж —.ј. Ћеваневского вошли: второй пилот Ќ.√.  астанаев, штурман ¬.». Ћевченко, бортмеханики Ч лучший заводской механик Ќ.Ќ. √одовиков и опытный пол€рник √.“. ѕобежимов, радист Ћ.Ћ.  ербер. ¬ процессе подготовки  ербера заменил радист Ќ.я. √алковский.
»з всего маршрута Ћеваневский выдел€л два самых трудных участка: старт и участок от полюса недоступности до берегов јл€ски. ЂЌа участке от полюса недоступности до берегов јл€ски трудности объ€сн€ютс€ тем, что здесь ориентировка будет вестись исключительно по солнечному указателю курса и с помощью радиопеленгации, Ч писал он. Ч ѕричем в нашем полете мы не можем Дбродить по мируУ в поисках меридианов: наш самолет четырехмоторный, и больших резервных запасов горючего у него нетЕї
ѕо мнению Ћеваневского, обледенение и потер€ ориентировки в случае полета в сплошной облачности Ч главные непри€тности, которые будут подстерегать самолет. ѕоэтому и рассчитывали пересечь јрктический бассейн на высоте 6000 м Ч над облаками.
ѕодготовка Ќ 209 к сверхдальнему броску велась в сжатые сроки. »справление мелких технических неполадок отнимало драгоценное врем€, так как после устранени€ дефекта приходилось снова провер€ть все системы самолета. Ќа Ќ 209 установили новые трехлопастные винты с антиобледенительной системой, на фюзел€же по€вились надуваемые воздухом матерчатые мешки на случай аварийной посадки в океане.
Ќезаметно пришел август Ч врем€ туманов, дождей и снегопадов в арктических широтах. —ледовало спешить или вообще отказатьс€ от полета в этом году. —иноптики не рекомендовали лететь: слишком сложна€ метеообстановка. Ќад просторами јрктики бушевал мощный циклон Ч многокилометрова€ облачность и сильнейший встречный ветер. ѕри средней скорости самолета более 200 км/ч воздушный поток мог уменьшить ее почти вдвое.
Ќа совещании в штабе перелета Ћеваневский потребовал форсировать подготовку самолета; в результате наметили крайний срок вылета Ч 12 августа.
9Ч11 августа начальник штаба ¬. „екалов получил от ведущих специалистов рапорты о готовности самолета и экипажа.
12 августа самолет Ќ 209 уже сто€л на бетонной Ђгоркеї. —тарт назначили на 18.15, чтобы засветло прилететь на јл€ску, в ‘эрбенкс. Ќа аэродроме Ћеваневского окружили советские и иностранные журналисты. ќн дал короткое интервью: Ђћы летим через полюс без посадки до ‘эрбенкса. “ам заправим машину и полетим в Ќью …орк. ¬озможно, сделаем остановку в “оронтої.
—амолет подн€л в воздух опытный  астанаев.  огда краснокрылый гигант взлетел, все зааплодировали. Ќачальник ¬оенно воздушных сил –  ј я.». јлкснис взгл€нул на часы: Ђ“ридцать п€ть тонн веса и тридцать п€ть секунд разбега. Ѕлест€ще!ї
Ќа следующий день все центральные газеты поместили подробные материалы о старте Ђ———– Ќ 209ї и первые радиограммы с борта самолета. Ќачало перелета оказалось успешным.
–адиограммы приходили в штаб регул€рно.
Ђя Ч –Ћ (позывной Ћеваневского). 19 часов 40 минут. ѕересекли ¬олгу матушку, путева€ скорость 205 км/ч. ¬ысота полета 820 м. —лышу хорошо ћоскву на волне 32, 8. ¬се в пор€дке. —амочувствие экипажа хорошееї.
Ђ23.09. ѕрошли остров ћоржовец. ¬ысота полета 2600 м. “ри часа идем ночью. Ћеваневский,  астанаев ведут самолет по приборам. ¬ самолете гор€т кабинные огни. ¬се в пор€дкеї.
Ёти три ночных часа единственные в полете Ч дальше предсто€ло лететь только в светлое врем€.
„лены штаба перелета радовались тому, как гладко проходит полет.
Ђя Ч –Ћ. 5.43. ¬ысота 6000 м. “емпература воздуха минус 27 градусов. ¬се в пор€дке. Ћевченкої.
Ёкипаж встретил облачность и решил подниматьс€ выше ее. «а бортом минус 27 градусов, внутри самолета чуть теплее. Ќа этой высоте экипаж работает в кислородных масках, что затрудн€ет движени€. ¬озрастает нагрузка на моторы.  ак только по€вл€етс€ возможность опуститьс€ ниже, экипаж тут же ее использует.
Ђ11.50. ѕо пути к полюсу в зоне ма€ка. ¬ысота полета 5400 м. ћатериальна€ часть работает отлично. “емпература воздуха минус 28 градусов. ¬се в пор€дке. —амочувствие экипажа хорошее.  ак мен€ слышите? √алковскийї.
ѕозади Ч «емл€ ‘ранца »осифа. ¬переди Ч —еверный полюс. ѕройдена почти половина пути.
»х слушают радисты пол€рных станций —оветской јрктики и уже начали принимать на јл€ске. Ќо облачность повышаетс€, и самолет через 42 минуты вновь поднимаетс€ на предельную высоту: ЂЎирота 87 градусов 55 минут; долгота 58 градусов. »дем за облаками, пересекаем фронты. ¬ысота полета 6000 м, имеем встречные ветры. ¬се в пор€дке. ћатериальна€ часть работает отлично. —амочувствие хорошее. 12.32. Ћевченко, √алковскийї.
ќднако следующа€ радиограмма не могла не насторожить:
Ђ13.40. ѕролетаем полюс. ƒосталс€ он нам трудно. Ќачина€ от середины Ѕаренцева мор€ все врем€ мощна€ облачность. ¬ысота 6000 м, температура минус 35 градусов. —текла кабины покрыты изморозью. —ильный встречный ветер. —ообщите погоду по ту сторону полюса. ¬се в пор€дкеї. (ѕодписал весь экипаж.)
√азета Ђѕравдаї опубликовала сообщение ѕравительственной комиссии по организации перелета. ¬от сама€ тревожна€ часть сообщени€:
Ђ¬ 14 часов 32 минуты с самолета была передана радиограмма, в которой сообщалось, что крайний правый мотор выбыл из стро€ из за порчи маслопровода, высота полету 4600 метров при сплошной облачности.   этому времени самолет, выработав несколько тонн горючего, был настолько облегчен, что мог продолжать полет без снижени€ на трех моторах. ѕосле этого регул€рна€ св€зь с самолетом нарушилась. ¬ 15 часов 58 минут по московскому времени €кутска€ радиостанци€ прин€ла следующее сообщение с самолета: Д¬се в пор€дке. —лышимость – 1У (что значит Ч плоха).
«атем, в 17 часов 53 минуты, радиостанци€ мыса Ўмидта прин€ла с самолета радиограмму: Ђ ак вы мен€ слышите? –Ћ. ∆дитеЕї ѕо просьбе Ќаркомата св€зи ———– все военные, коммерческие и любительские радиостанции —еверной јмерики ведут непрерывное наблюдение за эфиром, слуша€ позывные и передачи советского самолета. ќдновременно непрерывное наблюдение ведут северные и дальневосточные советские радиостанции. ћежду ћосквой и ¬ашингтоном, а также между ћосквой, —ан ‘ранциско и ‘эрбенксом поддерживаетс€ регул€рна€ св€зь по радиотелефонуЕ с советником полпредства в —Ўј тов. ”манским. ќднако до 2 часов 14 августа св€зи с самолетом Ђ———– Ќ 209ї возобновить не удалось.
ѕравительственна€ комисси€ по организации перелетаї.
»з сообщени€ экипажа в 13.40 следует, что изморозь покрыла окна кабины. ѕереохлажденные капельки воды, из которых состо€т верхние облака, прилипали к сильно охлажденным част€м самолета. “ак образовалс€ слой льда, который резко нарушает аэродинамику самолета, его вес. Ђ———– Ќ 209ї лишилс€ своего основного преимущества Ч полета над облаками; из за отказа одного мотора он стал тер€ть высоту Ч с 6000 до 4600 м.
¬се радиостанции —оветского —оюза, а также американского и канадского корпусов св€зи, многочисленные станции радиолюбителей вели непрерывное прослушивание эфира на волнах радиостанции Ќ 209. Ёфир молчал. —в€зь с экипажем прервалась. »звестный исследователь јрктики профессор Ќ.Ќ. «убов писал: ЂЌадо полагать, что Ћеваневский, заметив признаки обледенени€, сознательно пошел на посадку. ѕо собственному опыту Ћеваневский знал, насколько опасно обледенениеї.
ѕервыми уже 14 августа на поиски пропавшей экспедиции вылетели три американских самолета; они обследовали северное побережье. Ќа одном самолете находилс€ метеоролог Ѕел€ков, на другом Ч радиоинженер —мирнов, на третьем Ч челюскинец јрмистед. ѕоиски оказались безрезультатными.
—ообщени€ советской ѕравительственной комиссии ежедневно начинались с информации о радиосв€зи:
Ђ15 августа. ¬се пол€рные станции продолжают непрерывно слушать на волне самолета. Ќесколько раз радиостанции слышали работу на волне самолета т. Ћеваневского, но из за слабой слышимости ничего достоверного прин€ть не удалосьї.
Ђ16 августа. ѕравительственна€ комисси€ по организации перелетов ћосква Ч —еверна€ јмерика сообщает, что в течение 15 августа, несмотр€ на тщательные наблюдени€, не удалось установить св€зи с радиостанцией самолета Ќ 209. ќтдельные станции ———– и јл€ски местами не€сно слышали работу на волне самолета, но нет уверенности, что работала именно его раци€Еї
ѕоследний раз волну самолета принимали 22 августа: удавалось разобрать только отдельные знаки, после этого раци€ самолета умолкла.
¬ ѕравительственную комиссию и √лавсевморпуть хлынул поток писем Ч предложений услуг, вариантов проведени€ спасательных работ.   некоторым письмам прилагались схемы поисков, карты с маршрутами. —пасение экипажа Ћеваневского стало делом всей страны.
Ћетчик Ѕ.√. „ухновский писал в те дни:
Ђѕрежде всего, убежден, что весь экипаж жив. ¬ этом € не сомневаюсьЕ ѕри вынужденной посадке, пробива€ облака, машина Ћеваневского подверглась обледенению. Ќо Ћеваневскому во врем€ челюскинской эпопеи уже пришлось испытать это €вление. » мне представл€етс€, что он, наученный опытом, не мог допустить большого обледенени€ и пошел на посадку при первых признаках обледенени€. „ем же объ€снить тогда отсутствие после последней тревожной телеграммы вс€ких других известий? ћне кажетс€, что причину нужно искать все в том же обледенении самолета. ќбледенение могло начатьс€ примерно на высоте 3Ч3, 5 тыс€чи метров, когда самолет еще летел на трех моторах. Ћед€на€ корка нарастала очень быстро и, видимо, покрыла антенные трубы. ѕосле этого раци€ перестала работать и св€зь экипажа с землей прекратилась. ¬скоре после этого самолет сделал посадку.
ћен€ часто спрашивают: почему экипаж не мог восстановить радиосв€зь после посадки? ќбъ€сн€етс€ это очень просто. Ќужно только пон€ть, что на летний лед сделать посадкуЕ не разбив шасси и носовой частиЕ нельз€.   несчастью, в носовой части самолета Ќ 209 находились обе радиостанции Ч одна основна€. » если во врем€ посадки у них вышли из стро€ силовые агрегаты, служившие источниками питани€ дл€ раций, ни о какой радиосв€зи нечего и думать. — одними лампами и обмотками передачу не наладитьЕї
ѕримерно такой же точки зрени€ придерживалс€ штурман чкаловского экипажа ј.¬. Ѕел€ков. ¬ сент€бре 1937 года на страницах газеты Ђѕравдаї он за€вил, что надо отвергнуть предположени€, будто самолет врезалс€ в лед на большой скорости. Ћеваневский и  астанаев, прекрасные летчики, даже в трудных услови€х не допустили бы, чтобы самолет падалЕ Ќаиболее веро€тно, что самолет имел вынужденную посадку на лед, при которой повреждена радиостанци€. ЂЁкипаж цел и живет в самолете, не име€ возможности сообщить свое место. ѕосадка могла произойти в районе 89 градусов северной широты 148 градусов западной долготы. Ётот район должен быть тщательно обыскан, в первую очередь в радиусе 100 километровЕї.
ѕравительственна€ комисси€ по перелету прин€ла решение об организации поиска самолета и экипажа. ¬се планы строились на допущении, что после потери св€зи Ќ 209 совершил вынужденную посадку.
—рочно отозваны из отпусков после успешного полета на —еверный полюс ћ. ¬одопь€нов, ¬. ћолоков, ј. јлексеев со штурманами, радистами и бортмеханиками. ¬ рекордно короткий срок, за 10 дней, подготовлены самолеты, укомплектованы необходимой аппаратурой, облетаны, и 25 августа на базовый пункт Ч остров –удольфа Ч отправились три гиганта Ч Ќ 170, Ќ 171 и Ќ 172. Ёкспедицию возглавил начальник ”правлени€ пол€рной авиации ћ.». Ўевелев. ¬сего же на розыскные работы задействовано п€тнадцать советских самолетов и семь иностранных Ч в американском секторе јрктики.
14 августа ледокол Ђ расинї направилс€ к мысу Ўмидта, погрузил несколько самолетов, группу летчиков во главе с командиром чукотского авиаотр€да ћ.  аминским, горючее, а также две собачьи упр€жки и меховую одежду дл€ членов экипажа Ћеваневского. —обак вз€ли, на случай, если придетс€ вывозить людей на упр€жках.
18 августа Ђ расинї вз€л курс на мыс Ѕарроу, —еверна€ јмерика. ƒальше он должен был идти в сторону полюса, где, по предположению ученых, мог находитьс€ экипаж Ћеваневского. Ќо Ђ расинуї пришлось несколько дней ждать, прежде чем ветер отгонит от берега дес€тибалльный лед.
Ћедокол вз€л курс строго на север по 148 му меридиану и на широте 72 градуса 24 минуты вошел в сплошные льды.
—амолет «адкова совершил несколько полетов от побережь€ јл€ски в сторону полюса, но штормова€ погода прервала поиски. Ёкипажу дали возможность передохнуть Ч на вахту встали летчики из группы ћ.  аминского. ¬етер усилилс€ до 7Ч8 баллов. —амолет «адкова, затертый льдами, затонул; к счастью, все члены экипажа спаслись.
Ђ расинї предприн€л еще одну попытку пройти по 148 му меридиану на север. ”далось продвинутьс€ до 73 градусов 13 минут северной широты, дальше Ч т€желый, многолетний сплошной лед.
»звестные исследователи јрктики ¬. —тефансон и √. ”илкинс за€вили в Ќью …орке, что, если срочно организовать поиски на летающей лодке со стороны јл€ски, можно за ближайшие две три недели облететь предполагаемый район катастрофы. ѕо мнению —тефансона, если Ћеваневский опустилс€ севернее 75 градусов, он мог найти достаточно твердый лед, чтобы расчистить площадку дл€ взлета. Ќо если он сел южнее 75 градусов, ему вр€д ли удалось избежать аварии при посадке.
—тефансон помог найти подход€щий гидросамолет Ч Ђ онсолидейтедї, обладавший по тем временам хорошей дальностью полета (более 1, 5 тыс€чи миль) и современной навигационной аппаратурой. Ќужно спешить и успеть использовать две три недели до образовани€ нового льда. Ќаиболее подход€ща€ база дл€ спасательных операций Ч мыс Ѕарроу на јл€ске.
√руппа ”илкинса с 22 августа по 21 сент€бр€ налетала более 10000 миль над Ћедовитым океаном и достигла предполагаемого района катастрофы. Ќо затем лагуны покрылись льдом, и кажда€ посадка становилась опасной. 25 сент€бр€ экипаж ”илкинса вернулс€ в Ќью …орк.
Ћетчик √рацианский в период с 14 сент€бр€ по 30 окт€бр€ совершил с мыса Ѕарроу шесть полетов. —амый дальний Ч по 148 му меридиану до 75 градусов 30 минуты северной широты. Ёкипаж провел в воздухе 42 часа, покрыл рассто€ние 10000 километров.
ѕоискова€ экспедици€ под командованием начальника пол€рной авиации ћарка Ўевелева прибыла на остров 14 сент€бр€. Ќо уже наступала пол€рна€ ночь, к тому же бушевала метель. 7 окт€бр€ ћихаил ¬одопь€нов совершил, по сути, один единственный серьезный поисковый полет. ќн продолжалс€ 10 часов Ч первый в мире ночной полет за —еверный полюс.
¬ начале окт€бр€ в ћоскве был сформирован еще один отр€д т€желых самолетов под руководством опытнейшего пол€рного летчика Ѕ.√. „ухновского. —амолеты снабдили дополнительными фарами, новыми приборами; однако и этому отр€ду пропавший самолет обнаружить не удалось. Ќепогода заставила на два мес€ца приостановить поиски.
14 и 15 €нвар€ 1938 года американец ”илкинс с пилотом  еньоном совершили первый полет при лунном свете. ќни пролетели на —евер и обратно рассто€ние около 1420 миль, сделав поворот в точке, расположенной на 76 градусе северной широты и 170 градусе западной долготы, где встретились с густой облачностью.
14 марта отважные американцы совершили последний поисковый полет. ќни достигли точки 87 градусов 50 минут северной широты и 105 градусов западной долготы, затем повернули обратно и приземлились в јклавике, преодолев рассто€ние примерно 3300 миль.
¬нимание поисковой группы на јл€ске привлекло сообщение эскимосов, €кобы видевших 21 августа в Ѕичи ѕойнт какой то самолет, по€вившийс€ примерно в 5 мил€х от берега и потом исчезнувший. ”илкинс сказал, что Ћеваневский, по видимому, долетел до Ёндикотта (горного хребта, выт€нувшегос€ вдоль побережь€ јл€ски) и потерпел аварию. ѕол€рный исследователь за€вил, что необходимо обследовать район к северу от Ёндикотта Ч от 144 до 150 градусов долготы.
2 и 3 марта ”илкинс облетел район высокогорь€, но на след пропавшей экспедиции ему выйти не удалось. ќтчет о своем полете он отправил ¬. —тефансону. ѕо мнению последнего, Ђвозможность нахождени€ в горах обломков мала. ≈сли бы люди уцелели, ушли бы в безопасное место. ≈сли бы произошло столкновение с горой в тумане, это привело бы к погребению самолета под снегомї.
—реди прочих высказывалась следующа€ гипотеза: после посадки в районе 88Ч86 градусов 148 го меридиана экипаж Ћеваневского дрейфовал в сторону —еверного полюса, и по аналогии с экспедицией папанинцев их льдину понесло к јтлантическому океану.   середине зимы Ђлагерьї Ћеваневского Ч теоретически Ч мог оказатьс€ между «емлей ‘ранца »осифа и √ренландией.
—оветска€ поискова€ экспедици€ с острова –удольфа предприн€ла 31 марта 1938 года полет в направлении √ренландии. ≈го совершил я. ћошковский. Ёкипаж облетел район между 82 и 84 градусами к востоку от √ренландии, но ничего не обнаружил.
Ќекоторые американские специалисты считали, что льдина с лагерем Ћеваневского могла попасть в водоворот и двигатьс€ вдоль канадских арктических островов и побережь€ јл€ски.
Ѕуквально все радисты, работавшие в јрктике, круглосуточно слушали, не раздастс€ ли долгожданный позывной самолета Ќ 209 Ч –Ћ. ¬се радиограммы передавались цифровым кодом. ћного споров до сих пор вызывает последн€€ радиограмма Ћеваневского Ч Ђ48340092ї: 48 Ч предполагаем совершить посадку вЕ 92 Ч Ћеваневский. Ќо что скрываетс€ под цифрой Ђ3400ї? Ќа это счет существует несколько версий.
” штурмана Ћевченко была карта јрктики, разбита€ на пронумерованные квадраты, по которым передавались на борт метеосводки.  вадрат 34, с координатами 70Ч75 градусов северной широты и 85Ч115 градусов западной долготы, приходитс€ на район  анадского архипелага. Ќе исключено, что Ћеваневский после отказа мотора мог направить самолет именно в этот район и достичь одного из островов. ¬едь здесь, кстати сказать, встречаютс€ небольшие эскимосские поселки.
—огласно другой версии, экипаж при веро€тном отказе или неустойчивой работе навигационных приборов все врем€ уклон€лс€ вправо от намеченного курса и спуст€ многие часы полета оказалс€ в якутии.
¬есьма любопытна треть€ верси€, на которой следует остановитьс€ подробнее. 25 апрел€ 1938 года в ¬ашингтоне получено важное сообщение от сержанта корпуса св€зи —Ўј —тенли ћоргана: Ђ19 или 20 августа 1937 года три местных жител€ из ќликтока (примерно в 140 мил€х к юго востоку от мыса Ѕарроу) видели возле острова “этис неизвестный предмет, который можно прин€ть за самолет. —начала послышалс€ шум моторов. ѕотом показалс€ большой предмет, двигавшийс€ на запад. ѕредмет коснулс€ два или три раза поверхности и с сильным всплеском исчез среди волн. Ќа следующий день в этом месте замечено большое масл€ное п€тно. Ќеделю спуст€ масл€ное п€тно видел торговец ƒжек —мит, который объезжал вокруг острова “этис. —мит, который слышал эту историю от местных жителей, провел возле острова два дн€, но из за плохой погоды ничего не увидел. ¬ этот промежуток времени на берегу не было никаких моторных лодок. ¬ недавнюю поездку опрошены местные жители из ќликтока. ќни подтвердили все, что говорили ранее. ћы провели два дн€ в окрестност€х острова “этис, разыскива€ самолет. Ќикаких следов на льду не обнаружено. ќбщий дрейф льдов Ч западный, поэтому весь прибрежный лед унесен в сторону мыса Ѕарроу, на 20Ч30 миль от берега. ћожно организовать поиски на дне бухты √аррисона летом и найти самолет, если он действительно находитс€ тамї.
Ћетом 1938 года на јл€ске находилась экспедици€ доктора  еллемса. ¬стретившись с сержантом ћорганом, он решил предприн€ть поиски на свой страх и риск. ¬ состав экспедиции вошли п€ть матросов судна Ђѕандораї и переводчик Ч эскимос Ќед, который в апреле уже искал самолет Ћеваневского вместе с сержантом ћорганом.
¬ Ѕарроу  еллемс подробно расспросил эскимоса ‘остера о событи€х августа 1937 года. “от подтвердил, что необычный предмет, летевший с большой скоростью на восток, упал между островками —пай и “этис.
ѕоисковый отр€д  еллемса пыталс€ найти под водой (с помощью компаса) металлическую конструкцию, но из за отсутстви€ нужных приборов и наступлени€ зимы пришлось прекратить поиски и уплыть домойЕ
ѕодробный доклад доктор  еллемс переслал в советское посольство в ¬ашингтоне. ќн, в частности, сообщал:
ЂЋеваневский и его товарищи сообщили по радио 13 августа, что они собираютс€ садитьс€ на лед где нибудь в трехстах мил€х по ту сторону полюса. —ержант ћорган и многие пол€рные летчики утверждают, что в јрктике имеетс€ много мест, где самолет мог приземлитьс€ на лед и затем вновь взлететь.
—оветские пилоты сбросили, возможно, много драгоценного бензина, чтобы сделать посадку безопасной. Ќа льду они провели три дн€. «анимались тем, что ремонтировали моторы. Ќаверное, что то случилось и с их рацией, котора€, веро€тно, пострадала при посадке. Ќа трех, а может быть, и на четырех моторах они взлетели и вз€ли курс по компасу в направлении јл€ски.
—амолет попал в сильный восточный ветер, который дул 15 августа. ѕилоты увидели темный силуэт острова —пай. ќни стали снижатьс€ над островом “этис, но слишком поздно увидели, что наверн€ка разобьютс€, если попытаютс€ сесть. ѕилоты постарались выжать из моторов все возможное и направились к острову —пай, но не достигли его. ѕримерно на полпути с самолетом оп€ть что то случилось. ¬озможно, отказал еще один мотор или кончилс€ бензин, как у ¬илли ѕоста.
Ёскимос ‘остер видел сильный всплеск Ч большой самолет упал в штормовой океан и быстро опустилс€ на дно. ¬се члены экипажа сразу погибли Ч ведь севший на воду самолет может продержатьс€ на поверхности не более п€ти минут.
≈сли самолет упал на глубину 10Ч15 метров, лед и течени€ его не сдвинули бы. Ќа меньшей глубине он мог вмерзнуть в лед, а весной его вынесло бы в океан и там разбило. ќтдельные части, конечно, могли оказатьс€ на берегу.  огда мы покидали Ѕарроу, то слышали, что какие то куски алюмини€ выбросило на берег к востоку от места наших поисков. ќб этом рассказали две эскимосские девочки, которые пришли с острова Ѕартер.   сожалению, уже слишком поздно, чтобы проверить эту историюї.
 еллемс мечтал летом 1939 года вновь отправитьс€ в высокие широты и разрешить загадку острова “этис. Ќо событи€ в мире нарушили его планы Ч началась ¬тора€ мирова€ война.
ћногомес€чные поиски в —еверном Ћедовитом океане, на побережь€х “аймыра, „укотки и јл€ски не дали никаких результатов, хот€ сведений об обнаружении остатков самолета, его груза или следов передвижени€ экипажа по€вл€лось немало.
ѕосле того как прошел год со дн€ исчезновени€ самолета Ќ 209, —оветское правительство опросило наиболее опытных пол€рников, следует ли продолжать поиски. », основыва€сь на результатах опроса, прин€ло решение поиски прекратить, установить персональные пенсии семь€м погибших, соорудить в ћоскве пам€тник в честь героев авиаторов.
¬. —тефансон в книге ЂЌераскрытые тайны јрктикиї писал: Ђ¬ поиске Ћеваневского сотрудничали в основном три страны Ч —оветский —оюз, —оединенные Ўтаты и  анада. — готовностью отозвалась и ¬еликобритани€; —кандинавские страны предлагали свою помощь. Ѕюро прогнозов погоды —Ўј устами своего шефа доктора √регга за€вило, что к началу 1938 года достигнуто значительное увеличение точности прогнозов погоды дл€ всей территории —оединенных Ўтатов Ч пр€мой результат поиска Ћеваневского. ѕотерпев неудачу в своей экспедиции, он способствовал как развитию добрых международных отношений, так и развитию наукиЕї — этих поисков началась ¬семирна€ служба погоды Ч ныне глобальна€ система.
¬ честь Ћеваневского и его товарищей названо несколько точек в јрктике и јнтарктике: остров и гора Ћеваневского; мыс Ћевченко. Ќа «емле ‘ранца »осифа есть мыс ѕобежимова, на севере острова ÷иглера, и мыс √алковского Ч на юго востоке острова Ѕеккера.
ќб этой трагедии написаны дес€тки статей, выдвигаютс€ самые разнообразные версии происшедшего, вплоть до откровенно бредовых и конъюнктурных, типа Ђтайного бегства экипажа на «апад в поисках защиты от репрессивного советского монстраї или ЂЋеваневский вернулс€ в ћоскву и погиб в подвалах Ћуб€нкиї. ¬прочем, тайна арктической катастрофы 13 августа 1937 года не разгадана до сих пор.

Ќа даче Ђподнимали участокї. “ам, где грунт (почва) был слабый, укрепил полотно, а помогла мне в этом дорожна€ сетка http://www.oookit.ru

Ќастроение сейчас - злое


ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



Hatry   обратитьс€ по имени —реда, 04 »юн€ 2014 г. 15:04 (ссылка)
—пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Witch_you   обратитьс€ по имени —реда, 04 »юн€ 2014 г. 15:13 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку