-–убрики

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 16.04.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 13330


√ибель ¬. „калова на »-180

ѕонедельник, 05 —ент€бр€ 2011 г. 23:12 + в цитатник

15 декабр€ 1938 года во врем€ испытательного полета погиб легендарный летчик ¬.ѕ. „калов. ѕосле отказа мотора его истребитель » 180 врезалс€ в землю.

4 июн€ 1938 года вышел приказ управлени€ военно воздушных сил –  ј о назначении так называемой макетной комиссии «дл€ рассмотрени€ макета самолета » 180 конструкции инженера ѕоликарпова». Ќовый истребитель действительно необходим. ”старевшие » 16 в небе республиканской »спании уступали в скорости и мощности огн€ истребител€м ће 109≈, поставл€емым √итлером дл€ войск генерала ‘ранко. 16 августа подписываетс€ приказ народного комиссара оборонной промышленности ћ.ћ.  агановича, в котором, в частности, говоритс€: «ѕридава€ исключительное значение быстрейшему выпуску опытных самолетов „» 180“ конструкции тов. ѕоликарпова, приказываю:
1. «акончить постройку самолета «» 180» с мотором «ћ 88» к 20/XII с.г.
2. ƒиректору «авода є 156 т. ”сачеву и “ехническому ƒиректору «авода є 156 т. ѕоликарпову работы вести при об€зательном обеспечении окончани€ постройки самолетов «» 180» в указанные сроки…»

—рок сдачи, 20 декабр€, не случаен. Ќа следующий день у ».¬. —талина день рождени€, и ему хотели сделать подарок.
Ќо работа не заладилась с самого начала. 22 сент€бр€ комисси€ констатировала, что макет винтомоторной группы самолета » 180 «предъ€влен неудовлетворительным и должен быть доделан с устранением указанных недостатков и предъ€влен дл€ утверждени€». »з документа также следовало, что в макете отсутствуют многие узлы.
3 декабр€ отозванный из отпуска летчик испытатель ¬.ѕ. „калов приехал на летную испытательную станцию завода, чтобы познакомитьс€ с новым истребителем. ¬алери€ ѕавловича встретил ведущий инженер по испытани€м Ќ. Ћазарев и сообщил ему, что с новым самолетом большие проблемы, обнаружена масса дефектов, программа испытаний еще не утверждена, хот€ и наркомат, и главное управление требуют побыстрее подн€ть машину в воздух. ¬едомость дефектов, подписанна€ начальником ќ“  яковлевым, состо€ла из дев€ти разделов, причем только в седьмом разр€де (мотооборудование) насчитывалось сорок дефектов!
ѕосле разговоров с главным конструктором ѕоликарповым и директором авиазавода ”сачевым „калов пон€л главное: самолет » 180 ожидают многие, и делаетс€ все возможное и невозможное, чтобы побыстрее запустить его в производство. „то касаетс€ дефектной ведомости от 2 декабр€ 1938 года, то летчика заверили, что дефекты будут устранены.
«Ѕесстрашный человек и талантливый летчик „калов безгранично верил конструкторам, ведущим инженерам, механикам и мотористам, — пишет в книге „„калов“ √ерой —оветского —оюза генерал полковник авиации √еоргий ‘илиппович Ѕайдуков. — ќн твердо знал, что при передаче самолета с производства на летно испытательную станцию завода будет составлен акт, который подпишет начальник ќ“ , начальник Ћ»—а, ведущие инженеры по производству и испытани€м, военный представитель, и что этот документ будет оформлен только в случае готовности „» 180“ к полету. ¬алерий ѕавлович верил всем, кто создавал и готовил к полету самолет „» 180“».
Ќа новом истребителе отсутствовали устройства, позвол€ющие выдерживать номинальные тепловые параметры двигател€ при низких температурах наружной атмосферы.  онструкторы и руководство завода понаде€лись, что сравнительно тепла€ зима позволит им провести первый полет без регул€торов температуры головок цилиндров мотора.
¬ечером 7 декабр€ » 180 буквально «вытолкнули» с завода на аэродром, не составив даже акта о передаче машины летно испытательной станции (Ћ»—).
»з записей в дневнике ведущего инженера по испытани€м Ћазарева следует, что 8 и 9 декабр€ самолет спешно готовили к первому вылету, ликвидиру€ недоделки и дефекты.
10 декабр€ „калов получает задание «произвести рулежку и пробежку», несмотр€ на то что, как отмечает Ѕайдуков, на Ћ»— еще не поступила программа наземных и летных испытаний, нет акта об устранении огромного числа дефектов и акта о приемке опытного образца » 180 от сборочных цехов летно испытательной станцией завода. “олько 11 декабр€ по€вл€ютс€ на свет два важных документа — нова€ ведомость дефектов и программа испытаний; в ведомости 45 пунктов. ћногие дефекты так и остались неустраненными.
Ѕайдуков потр€сен: « акой можно сделать вывод, прочитав эту ведомость дефектов? —амый простой: самолет, не имеющий законченного капота мотора, с плохим, слабым коком на носке воздушного винта, самолет, не имеющий аэродинамического расчета и расчета на прочность, не только недопустимо выпускать в первый полет, но и опасно производить на нем скоростные пробеги с отрывом на 1—2 метра от земной поверхности».
ѕрограмма испытаний требовала 25 кратной проверки уборки и выпуска шасси, но уже после седьмой попытки стало €сно, что механизмы подъема и выпуска работают скверно, поэтому решили, что „калов первый полет совершит с застопоренными в выпущенном положении шасси.
√лавное управление авиационной промышленности потребовало €сного ответа по поводу ввода в серийное производство самолета » 180. ”же утром 12 декабр€ подписаны акт о сдаче заводом » 180 на Ћ»— и акт о готовности опытного самолета к первому вылету.
ќднако 12 декабр€ истребитель ѕоликарпова в воздух так и не подн€лс€. „калов уже закончил разворот на избранную пр€мую, как вдруг ему приказали немедленно вернутьс€ на сто€нку. “ут же к ¬алерию ѕавловичу подбежали ведущий инженер и механик. — их помощью „калов развернул » 180 и порулил в сторону летно испытательной станции. ѕопыталс€ увеличить обороты мотора — рычаг под его рукой свободно пошел вперед. Ёффект оказалс€ обратным ожидаемому — мотор стал уменьшать обороты и наконец заглох, хот€ по приборам все в норме: температура масла и головок цилиндров, давление в магистрал€х бензина и масла.
¬ материалах Ћ»— сохранилось задание на первый вылет » 180. Ќа оборотной стороне листа написано, что «при пробной предполетной пробежке сломалась т€га нормального газа». ќб этом же сказано и в дневнике ведущего инженера Ћазарева.   утру 14 декабр€ т€гу заменили на усиленную и сразу опробовали.
¬ тот же день начальник Ћ»— полковник ¬. ѕарай и его заместитель по испытани€м ј. —оловьев проинформировали директора завода ”сачева, что программа земных испытаний самолета «в большинстве своих пунктов к первому полету не выполнена, так как получена в 20 часов 13.12.38 г.». » далее следует длинный перечень операций, выполнить которые не успели, — одиннадцать пунктов из двенадцати, включенных в первую часть испытательной программы!
¬еро€тно, ѕарай и —оловьев решили подстраховатьс€ на случай провала испытаний, иначе чем объ€снить, что их непосредственные подчиненные — ведущий инженер по испытани€м и бортмеханик — тем временем утверждают акт о готовности самолета к первому полету. Ћазарев и  уракин без тени сомнений подписывают вместе с другими ответственными лицами заключение заместител€ главного конструктора по 32 м пунктам дефектной ведомости, тем самым допуска€ разного рода недоделки.
„калов получил задание совершить в течение 10—15 минут на высоте 600 м вылет без уборки шасси с ограничением скоростей согласно указани€м главного конструктора завода Ќ.Ќ. ѕоликарпова.
«я хорошо помню, — вспоминал Ѕайдуков, — что √лавный конструктор Ќ.Ќ. ѕоликарпов, человек, способный четко формулировать и объ€сн€ть разные €влени€, св€занные с катастрофой, не мог толково ответить 17 декабр€ 1938 года членам правительственной комиссии на довольно €сный вопрос: „ѕочему и зачем законтрили рычаг уборки шасси, да так, что даже в чрезвычайно опасных обсто€тельствах испытатель не мог использовать весьма эффективную возможность уменьшить лобовое сопротивление самолета и увеличить его подъемную силу?“
ћногие задаютс€ вопросом: должен ли был „калов, наблюдавший, как шла подготовка к первому вылету, совершать полет? «Ќадо знать „калова, — продолжал Ѕайдуков, — его редкостную щепетильность, честность, верность долгу и дисциплинированность, чтобы пон€ть: „калов не мог отказатьс€ от выполнени€ задани€. ќсобенно теперь — он герой, депутат, всемирно известный летчик, он об€зан лететь. “ем более что перед ним лежали полностью оформленные акт о готовности самолета к первому вылету и полетный лист. ј полетный лист — боевой приказ дл€ испытател€, и, кроме того, этот документ свидетельствует о полной исправности машины».
„калов, прочитав задание на полет, красным карандашом поставил свою подпись, что означало: «— заданием ознакомлен».
«атем он встретилс€ с ѕоликарповым. ƒолжно быть, конструктор по€сн€л испытателю задание, напомина€ расчетные режимы полета.
¬ роковой день 15 декабр€ мотор самолета опробован на земле в течение 25 минут и предоставлен „калову дл€ вылета (к этому времени мотор отработал в общей сложности всего 6 часов 37 минут).
„калов прошел к самолету. Ќадев парашют и дав команду сидевшему в кабине пилота механику  уракину заводить мотор, он отошел в сторону. ћотор легко запустилс€ и вскоре перешел на большие обороты. «ћороз только сильный, мотор быстро стынет», — заметил механик, помога€ летчику поудобнее устроитьс€ в кабине.
ќпробовав мотор на всех режимах, „калов жестом показал, чтобы убрали тормозные колодки. ѕрибавив обороты, он проверил тормоза, вырулил со сто€нки, развернулс€ влево и, немного отрулив, дал полный газ и почти от самого ангара пошел на взлет. ќтрыв от земли нормальный, истребитель стал набирать высоту.
ѕодн€вшись метров на п€тьсот, летчик медленно покачивает машину с крыла на крыло, — значит, элероны, управл€ющие креном самолета, работают. „калов делает разворот влево на 90 градусов, затем проводит второй разворот. »стребитель идет мимо аэродрома «‘или», в сторону ангара ќЁЋ»ƒ ÷ј√».
¬ладимир  оккинаки, взлетев на ÷ Ѕ, уже завершал задание, когда » 180 подошел к нему совсем близко, покачав крыль€ми.  оккинаки заметил, как „калов подн€л левую руку в перчатке с большим пальцем, загнутым вверх.
ѕосле этой встречи в воздухе ¬алерий ѕавлович развернул истребитель в третий раз под пр€мым углом и вз€л курс как при взлете. » тут неожиданно упала температура масла и головок цилиндров мотора. „калов немедленно подворачивает влево, ближе к аэродрому, и начинает осторожно снижатьс€.
ћотор работает рывками, высота быстро уменьшаетс€. ¬алерий ѕавлович уже вышел на посадочный курс; впереди показались жилые бараки.
Ћетчик двинул вперед сектор управлени€ оборотами мотора. –аздалс€ оглушительный хлопок двигател€, так и не добавившего оборотов; самолет стал резко снижатьс€.
„калов резко накренил машину, чтобы отвернуть от показавшейс€ жилой постройки; самолет лег в левый вираж. ¬алерий ѕавлович заметил небольшой кусок, изрытый оврагами, но свободный от построек: до него всего метров четыреста.
ќставались считанные метры до земли, когда „калову вновь пришлось отворачивать от неожиданно возникшего впереди длинного барака, из за которого торчали высокие столбы. Ћевой рукой он дернул за руко€тку замка сдвижной части фонар€ пилотской кабины — она тут же открылась.
Ћетчик направил истребитель в последний вираж, проскочил мимо жиль€ — и тут же плоскостью зацепилс€ за столб. ”дар был настолько сильный, что сиденье и соединенный с ним электрический аккумул€тор, сорвавшись с креплений, были выброшены вместе с прив€занным к ним летчиком. ќт страшной перегрузки „калов потер€л сознание и сразу, после баллистического полета, ударилс€ головой о торец штабел€ из дюймовых металлических арматурных прутьев…
—видетели катастрофы бросились к разрушенной машине и обнаружили истекающего кровью летчика. ≈го доставили в ближайшую больницу, имени Ѕоткина. “ам ¬алерий ѕавлович „калов скончалс€.
ј вот как описываютс€ драматические событи€ в « ратком сообщении», направленном руководством завода є 156 ». —талину и ¬. ћолотову:
«—амолет оторвалс€ от земли после разбега, примерно в 200—250 метров, и, набрав высоту 100—120 метров, с виражом пошел на первый круг. ƒалее полет продолжалс€ на высоте 500—600 метров.
«акончив первый круг над аэродромом, самолет пошел на второй круг, раст€нув последний в сторону завода є 22, после чего пошел на посадку. Ќе доход€ до аэродрома одного полутора километров, с высоты около 100 метров самолет сделал вираж влево и скрылс€ за постройками.
—амолет обнаружен на территории дров€ного склада (ћагистральна€ ул., д. є 13), возле ’орошевского шоссе.
—амолет при снижении зацепил и оборвал провода на территории склада и, развернувшись, врезалс€ в кучу дров€ных отходов. ѕри ударе т. „калова выбросило вперед на 10—15 метров вместе с хвостовой частью фюзел€жа, управлением и сиденьем. ѕередн€€ часть самолета разбита. ѕожара не было.
“. „калов был тотчас же вз€т еще живым работниками склада и доставлен в Ѕоткинскую больницу, где скончалс€ через несколько минут».
16 декабр€ 1938 года все газеты и радиостанции страны передали правительственное сообщение: «ѕравительство —оюза ——– с глубоким прискорбием извещает о гибели великого летчика нашего времени √еро€ —оветского —оюза тов. ¬алери€ ѕавловича „калова при испытании нового самолета 15 декабр€ сего года».
¬ тот же день ѕравительство —оюза ——– решило дл€ похорон ¬алери€ ѕавловича „калова на  расной площади, у  ремлевской стены, создать правительственную комиссию; в нее вошли и друзь€ летчика — √ромов, Ѕайдуков и Ѕел€ков.
«…ѕогиб великий летчик нашего времени, им€ которого €вл€лось синонимом героизма и мужества, — писала „ѕравда“. — ¬алерий „калов был храбрейшим из храбрых. —реди советских летчиков он пользовалс€ громадным уважением как несравненный мастер своего дела. —реди всего советского народа он пользовалс€ широчайшей известностью и любовью как народный герой…».
√роб с телом „калова поставили в  олонном зале. Ќесмотр€ на жесточайшие морозы, люди шли, чтобы попрощатьс€ с любимым героем. «а два с половиной дн€ — 16, 17 и 18 декабр€ — мимо гроба прошли более полумиллиона человек.
¬ ночь на 18 декабр€ тело „калова предано кремации, а днем 18 декабр€ состо€лись похороны на  расной площади.
ƒес€тки тыс€ч людей с траурными портретами геро€ и приспущенными знаменами, на них черные ленты, заполнили  расную площадь. ѕосле окончани€ митинга руководители партии и правительства сошли вниз с трибуны ћавзоле€ Ћенина и понесли урну к  ремлевской стене. ѕод артиллерийские залпы урну с прахом великого летчика замуровали в нише  ремлевской стены.
¬ акте комиссии, назначенной постановлением —Ќ  ———– и ÷  ¬ ѕ(б) дл€ расследовани€ катастрофы самолета, которую возглавил комдив јлексеев, причиной вынужденной посадки машины назван «отказ мотора в результате его переохлаждени€ и ненадежной конструкции управлени€ газом». ѕроизошло это в момент, когда благополучный исход полета при неработающем двигателе невозможен — низка€ высота, отсутствие площадок дл€ посадки. «—уд€ по обстановке катастрофы, — отмечаетс€ в акте, — летчик до последнего момента управл€л самолетом и пыталс€ сесть и сел вне площади, зан€той жилыми домами».
 омисси€ особо подчеркнула, что самолет, мотор, винт, карбюратор опытные и в воздухе до этого не провер€лись, в то врем€ как организаторы не про€вили должного внимани€ при подготовке полета.   тому же на самолете отсутствовала система регулируемого охлаждени€, без которой вылет в морозный день (температура минус 25) чрезвычайно опасен. ћашина подн€та в воздух 15 декабр€ 1938 года с р€дом (целых 48!) неустраненных дефектов.
 омисси€ единодушно пришла к выводу, что «гибель т. „калова €вл€етс€ результатом расхл€банности, неорганизованности, безответственности и преступной халатности в работе завода є 156…».
Ќа основной в подобных случа€х вопрос: кто же виновник катастрофы, комисси€ ответила: главный конструктор Ќ.Ќ. ѕоликарпов (творец самолета), его заместитель ƒ.Ћ. “омашевич, директор завода ћ.ј. ”сачев, начальник летно испытательной станции (Ћ»—) завода ¬.ћ. ѕарай…
ѕосле катастрофы » 180 пострадало довольно много людей, в том числе все те, кого обвин€ла комисси€. ¬се, кроме Ќ.Ќ. ѕоликарпова.  ак рассказывал позже √.‘. Ѕайдуков, он тогда заступилс€ за ѕоликарпова: бесспорно, талантливый авиаконструктор; есть предложение поручить ему в пам€ть о ¬. „калове создать новый, хороший самолет.
“ак по€вилс€ истребитель » 185, ставший в дальнейшем прототипом многих самолетов конструкции Ћавочкина, возглавившего во врем€ войны  Ѕ ѕоликарпова после его смерти в 1944 году.
 
 упил в подарок знакомой молодой маме хипсит дл€ бейбика (от 6 мес€цев до 3 лет). ќна осталась довольна.

Ќастроение сейчас - злое



ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



MoneyBum   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 20 »юл€ 2014 г. 21:40 (ссылка)
¬от так погиб „калов
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку