-–убрики

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 16.04.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 13712



 атастрофа реактивной Ђ ометы-1ї под  алькуттой

ѕ€тница, 30 —ент€бр€ 2011 г. 17:59 + в цитатник
« ма€ 1953 года в 50 километрах от  алькутты (»нди€) во врем€ сильной бури разрушилс€ в воздухе первый в мире реактивный лайнер Ђ омета 1ї G ALYV. ѕогибли 43 человека.

¬ 1949 году весь мир облетела сенсационна€ новость: 7 июл€ в јнглии пассажирский самолет с четырьм€ реактивными двигател€ми Ђ ометаї совершил первый полет. Ќачиналась эра реактивной авиации.
»з€щные линии новой машины вызвали восторг публики, технические характеристики новинки не оставл€ли никаких шансов конкурентам. ћаксимальна€ скорость лайнера 700 км/ч на высоте 11000 м, расчетна€ дальность полета 2560 км. ѕассажирский салон первоначально рассчитан на 32 места.

–азработку и постройку первого образца реактивной Ђ ометыї английска€ фирма Ђƒе ’евилендї проводила в обстановке строжайшей секретности. »спытани€ опытного самолета проходили довольно успешно, и уже в сент€бре 1949 года он стал событием знаменитого авиасалона в ‘арнборо. ¬ следующем году по€вилась втора€ Ђ ометаї.
Ќова€ машина один за другим била мировые рекорды. Ќапример, рассто€ние 2396 км от Ћондона до “риполи Ђ ометаї преодолела в два раза быстрее самолетов DC 4 и Ђјвро …оркї, обслуживавших эту трассу (3 часа 23 минуты), а на обратный путь затратила и того меньше Ч 3 часа 13 минут. «атем последовали –им (2 часа в одну сторону) и  аир (5 часов 7 минут). ѕервый серийный экземпл€р Ђ ометы 1ї подн€лс€ в небо в €нваре 1951 года. –еактивный первенец мог перевозить до 36 пассажиров. ƒальность полета варьировалась от 2800 км (с полной коммерческой нагрузкой) до 6170 км (с максимальным запасом топлива). ѕрактический потолок Ђ ометы 1ї составл€л 13100 метров. ћаксимальный взлетный вес машины 48 тонн. ¬ конструкции самолета широко использовались новейшие алюминиевые сплавы, причем многие металлические детали (в основном панели обшивки) крепились друг к другу с помощью синтетического кле€ Ђ–едаксї.
¬ феврале 1951 года в воздух подн€лс€ прототип Ђ ометы 2ї, на котором установлены новые турбореактивные двигатели ЂЁвон 502ї. ”величение т€ги и снижение удельного расхода топлива позволили повысить коммерческую нагрузку Ђ ометыї до 6, 2 т, а дальность Ч до 4060 км. ¬ удлиненном на один метр фюзел€же могли с комфортом разместитьс€ 44 пассажира. »зменение профилей крыла улучшило летные и пилотажные характеристики на малых скорост€х полета. ѕерспективной новинкой заинтересовались сразу п€ть авиакомпаний, сделавших заказы на 16 Ђ ометї. 2 ма€ 1952 года при огромном стечении народа Ђ омета 1ї авиакомпании BOAC (бортовой номер G ALYP) отправилась в первый коммерческий рейс по маршруту Ћондон Ч …оханнесбург. –ассто€ние 10821 км экипаж капитана ћаженди преодолел за 23 часа, причем большую часть путешестви€ зан€ли промежуточные посадки в –име, Ѕейруте, ’артуме, Ёнтебе и Ћивингстоне.
Ѕританска€ авиаци€ и фирма Ђƒе ’евилендї почивала на лаврах. ѕринцесса ћаргарет и королева мать стали одними из первых пассажиров Ђреактивного чудаї.
¬ сент€бре этого же года объ€влено о начале производства трансатлантической модели Ђ ометыї. ќснащенна€ новейшими двигател€ми ЂЁвон RA26ї фирмы Ђ–оллс –ойсї, Ђ омета 3ї могла перевезти от 58 до 76 пассажиров на рассто€ние 4320 километров без посадки. ћинистерство снабжени€ јнглии немедленно выдало заказ на постройку опытного образца. » почти вслед за этим фирма Ђƒе ’евилендї подписала контракт на поставку трех Ђ омет 3ї с одной из крупнейших американских компаний Ч Ђѕан јмерикэнї. Ѕританцы становились лидерами мирового авиастроени€.
Ќо, как это часто бывает в жизни, головокружительные успехи часто смен€ютс€ не менее впечатл€ющими падени€ми. 26 окт€бр€ 1952 года, спуст€ немногим более п€ти мес€цев с начала коммерческой эксплуатации, погибла перва€ Ђ ометаї. ¬ римском аэропорту Ђ„ампиної разбилс€ самолет авиакомпании BOAC. Ёто машина первой серии, совершавша€ регул€рный рейс по маршруту Ћондон Ч …оханнесбург. ѕосле дозаправки в –име экипаж и 33 пассажира собирались продолжить свой путь в ёжную јфрику, но на взлете капитан слишком рано пот€нул штурвал на себ€ и мощности двигателей не хватило, чтобы преодолеть резко возросшее аэродинамическое сопротивление. ¬ результате Ђ ометаї вылетела с полосы, снесла стойки шасси о земл€ную насыпь и замерла посреди пол€.   счастью, обошлось без пожара и все пассажиры благополучно покинули полуразрушенный самолет.
 омисси€ по расследованию причин аварии признала виновником происшестви€ капитана Ђ ометыї, после чего он понижен в звании и списан на грузовые Ђ…оркиї. –епутаци€ фирмы Ђƒе ’евилендї осталась незап€тнанной.
ѕрошло еще полгода, и в  арачи не смогла оторватьс€ от земли Ђ ометаї, направл€вша€с€ в —идней. Ёта машина принадлежала авиакомпании Ђ анадиан пасификї и предназначалась дл€ работы на тихоокеанских лини€х. Ќа взлете самолет слишком рано задрал нос. Ђ ометаї проломила забор, ограждавший летное поле, и врезалась в крутой склон оврага. ¬ пламени вспыхнувшего вслед за ударом пожара погибли п€ть членов экипажа и шесть техников авиакомпании. » оп€ть в качестве причины катастрофы названа ошибка капитана, который не имел достаточного опыта полетов на реактивных машинах. Ќесмотр€ на то что следственна€ комисси€ не поставила под сомнение безопасность конструкции Ђ ометыї, компани€ Ђ анадиан пасификї решила отказатьс€ от приобретени€ еще двух машин этого типа и разорвала контракт с Ђƒе ’евилендї.
–еактивна€ Ђ омета 1ї довольно трудна в пилотировании. ќсобенное внимание от летчиков требовалось во врем€ взлета и посадки. ѕоэтому управл€ть машиной довер€ли только самым опытным пилотам. Ќо авари€ в –име и катастрофа в  арачи и еще несколько подобных происшествий, закончившихс€ без жертв, поставили под сомнение безопасность машины.
„ерез год после выхода Ђ ометыї на международные линии с реактивным самолетом произошла страшна€ катастрофа. 3 ма€ 1953 года Ђ омета 1ї авиакомпании BOAC, совершавша€ рейс —ингапур Ч Ћондон, разрушилась в воздухе.
–еактивный самолет с регистрационным номером G ALYV совершил промежуточную посадку в  алькутте. Ќа его борту находилось 43 пассажира и члена экипажа. Ќесмотр€ на надвигавшийс€ тропический шторм чудовищной силы, капитан ’эддон прин€л решение вылетать в ƒели.
—пуст€ шесть минут после взлета капитан Ђ ометыї ћ. ’эддон сообщил в ÷ент𠔬ƒ, что самолет попал в сильную грозу, но продолжает набор высоты. „ерез мгновение св€зь с Ђбортомї G ALYV прервалась.
¬скоре из небольшой деревушки, расположенной в 25 мил€х к западу от  алькутты, в полицию пришло тревожное сообщение. ѕо словам кресть€н, около их деревни упал большой самолет. —начала они заметили €ркую вспышку в облаках. ¬след за этим из грозовых туч на деревь€ рухнул самолет Ч лишивша€с€ крыльев Ђ ометаї, в которой что то горело и взрывалось. Ќа месте ее падени€ возник сильный пожар.
“щательно изучив останки Ђ ометыї, индийска€ следственна€ комисси€ пришла к выводу, что причиной гибели самолета стало разрушение и последующий отрыв левой подвижной части рул€ высоты, вследствие чего лайнер потер€л управление и вошел в нисход€щую спираль. ќт возникших перегрузок левое крыло разломилось в районе седьмой нервюры, и в крыльевом топливном баке началс€ пожар.
 стати, при прочностных испытани€х прототипа Ђ ометыї инженеры обнаружили усталостное разрушение металла именно у нервюры є 7.  онструкторов самолета немедленно предупредили об опасности, и у серийных машин этот узел был значительно усилен.
¬ отчете комиссии по расследованию трагедии в  алькутте утверждаетс€, что тропический шторм, в который попала Ђ ометаї G ALYV, оказалс€ настолько сильным, что ни один самолет не смог бы его выдержать. „ередующиес€ восход€щие и нисход€щие потоки бросили машину в пике. ѕыта€сь вывести Ђ ометуї в горизонтальный полет, капитан приложил чрезмерные усили€, что и привело к разрушению рул€ высоты. ¬ пользу этой версии говорит тот факт, что руко€тки управлени€ двигател€ми самолета находились в положении малого газа, то есть пилот уменьшил т€гу турбин, чтобы облегчить вывод из пике.
ѕосле окончани€ расследовани€ индийской стороной обломки Ђ ометыї G ALYV отправили в јнглию дл€ более тщательного изучени€. „асти левого крыла и рул€ высоты среди этих обломков не оказалось. —пециалисты из ‘арнборо имели солидный опыт расследовани€ авиационных катастроф, и если бы они получили в свое распор€жение все найденные останки самолета, усталостные трещины в левом крыле наверн€ка были бы обнаружены.
¬ это же врем€ Ѕританский авиационный регистр настойчиво пыталс€ внедрить в практику более жесткую методику прочностных испытаний гражданских самолетов. ѕравда, тогда наука еще практически ничего не знала об усталости металла. ѕри испытани€х самолеты подвергались воздействию только статических нагрузок. Ђƒе ’евилендї Ч одна из первых авиастроительных компаний, котора€ начала подвергать свои пассажирские машины нагрузкам, значительно превосход€щим требовани€ –егистра.
—ери€ испытаний Ђ ометыї по методике  оролевских ¬¬— закончилась осенью 1953 года и принесла неутешительные результаты: фюзел€ж самолета демонстрировал €вные следы усталостных разрушений. ќт углов пр€моугольных иллюминаторов т€нулись едва заметные трещинки. Ќо нагрузки, которые прилагались к конструкции машины в процессе этих испытаний, оказались столь велики, что конструкторы Ђƒе ’евилендї посчитали абсолютно невозможным возникновение аналогичных разрушений в процессе нормальной эксплуатации самолета.
„астые аварии и катастрофы подрывали доверие клиентов к реактивному лайнеру. ¬ июне 1953 года Ч очередна€ авари€: при посадке в аэропорту ƒакара разбилась Ђ омета 1ї французской авиакомпании UAT. “аким образом, за 18 мес€цев коммерческой эксплуатации число серьезных происшествий, св€занных с Ђ ометойї, достигло п€ти. ¬се понимали, что освоение новой техники всегда св€зано с определенным риском. Ќо Ђ ометаї побила все рекорды Ч практически каждые три мес€ца одна превращалась в обломки.




Ќастроение сейчас - злое
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку