-¬сегда под рукой

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 16.04.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 13292


√ибель ёри€ √агарина на ”“» ћи√-15

ѕонедельник, 09 январ€ 2012 г. 00:42 + в цитатник

27 марта 1968 года под ћосквой около деревни Ќовоселово во врем€ тренировочного полета на ”“» ћи√ 15 погибли первый космонавт планеты ёрий √агарин и инструктор ¬ладимир —ерегин.

27 марта 1968 года, в 10 часов 18 минут 45 секунд, получив разрешение руководител€ полетов, учебно боевой двухместный реактивный истребитель ћи√ 15 вз€л старт. ѕервому космонавту ёрию √агарину и его инструктору ¬ладимиру —ерегину предсто€ло выполнить в этом учебном контрольном полете обычные упражнени€: виражи с креном 30 градусов, витки малой спирали, пикирование, выводы боевым разворотом и в завершение — две «бочки» (поворот вокруг продольной оси на 360 градусов без изменени€ направлени€ движени€). √агарин, как и положено обучаемому, сидел в передней кабине, —ерегин — в задней.

¬ тот день, выехав на рулежную дорожку, √агарин и —ерегин уже рисковали — тренировочный полет организован с нарушением жестких летных инструкций. Ќаземный радиовысотомер оказалс€ неисправен, контроль за высотой полетов осуществл€лс€ по докладам экипажей. ¬ группе руководства не работали и фотоприставки дл€ съемки экранов индикаторов –Ћ—. —хемы радиолокационных проводок наносились на кальки по данным операторов, передаваемым планшетисту по средствам св€зи, что сильно снижало их точность и достоверность.
”чебный ћи√ 15, построенный двенадцать лет назад, в 1956 году, прошел два капремонта, двигатель чинили четыре раза. Ќа спарке установлены два подвесных топливных бака, ухудшавших аэродинамику машины.
¬ылет разведчика погоды задержалс€ и состо€лс€ вместо 9.00 по плану в 9.50. ѕриземлилс€ он в 10.18, то есть перед самым стартом √агарина и —ерегина. Ћетчикам сообщили, что нижний край облаков на высоте 900 м, тогда как на самом деле он оказалс€ гораздо ниже — в пределах 400—500 м.
¬ тот день почти одновременно с гагаринской спаркой (ее позывной «625») в небо подн€лась друга€ («614»), котора€ делала облет после ремонта. Ќо проходила ли она на пути в свою зону через зону √агарина, осталось невы€сненным, — по крайней мере могла пройти.
» это не все. „ерез минуту после взлета √агарина и —ерегина (в 10.20) подн€лись в воздух два более скоростных самолета ћи√ 21. ѕробива€ облачность (при наборе высоты), они обогнали спарку √агарина и —ерегина. Ёто €вл€етс€ нарушением, поскольку возможно столкновение самолетов. –уководитель полета, разреша€ паре самолетов ћи√ 21 набор высоты до 5000 м, предостерег ведущего пары: «…справа по курсу от вас 625 й в наборе». ¬ ответ услышал: «¬ас пон€л. я не вижу, здесь облачность…» ¬ такой ситуации руководитель об€зан прекратить полеты, однако этого не сделал.
¬ своей зоне √агарин начал выполн€ть запланированные упражнени€. Ќо инструктор, полковник —ерегин, видимо оценив опасную обстановку (низка€ облачность, присутствие в соседней зоне другого тренировочного самолета), сократил задание. –адиообменом зафиксирован интервал времени между докладами о начале и окончании выполнени€ задани€ 4 мин. 20 сек. ¬ 10.25 экипаж 625 й сообщил, что зан€л в зоне высоту 4200 м. —леду€ курсом 70, √агарин выполнил подр€д левый и правый виражи. ¬ 10.30 доложил о завершении задани€ и запросил курс 320. ѕолучив разрешение, на снижение, экипаж приступил к выполнению. “аким образом, вместо двадцати минут √агарин работал только четыре.
¬ нарушение всех правил в воздушное пространство зоны, где находилась спарка, без предупреждени€ вторгс€ скоростной реактивный истребитель —у 11. –уководитель полетов об этом не предупрежден. —у 11 пронизал всю толщу воздуха снизу вверх — почти вертикально, причем промчалс€ так близко от гагаринской спарки, что на экране локатора отметки от обоих самолетов в какой то момент слились.
¬ услови€х сильной облачности спарка √агарина и —ерегина, задев несколько верхушек деревьев, врезалась в землю в трех километрах от деревни Ќовоселово. ”“» ћи√ 15 очень надежен в управлении, а сваливание его в штопор всегда сопровождаетс€ предупредительной тр€ской; поэтому только какое то неожиданное обсто€тельство могло привести к неблагопри€тному развитию событий.
–уководитель полетов, суд€ по кальке радиолокационной проводки, повел —у 11, принима€ его за самолет √агарина. ќб этом свидетельствуют два факта. ¬о первых, √агарин запрашивал курс 320 градусов, а тот, кого в это врем€ вела земл€, шел по курсу 220 градусов. ¬о вторых, руководитель полетов следил за мнимым самолетом √агарина до 10.43.  омисси€ установила, что катастрофа произошла в 10.31 — на 12 минут раньше. Ќеудивительно, что помощник руководител€ в своем отчете писал: «Ќа мои вызовы… полковник √агарин не отвечал…» Ќи √агарин, ни —ерегин уже не могли ответить — они погибли.
¬ расследовании катастрофы участвовали лучшие научные силы страны, институты, лаборатории, а также отдельные ученые, инженеры, летчики, космонавты.
  сожалению, на ”“» ћи√ 15 еще не было «черного €щика» (система автоматической регистрации параметров полета — —ј–ѕѕ), что значительно осложнило работу государственной комиссии.
«“щательно собрали все, что осталось от экипажа и самолета, — вспоминает доктор технических наук профессор —ергей ћихайлович Ѕелоцерковский. — ‘акт редчайший в мировой практике: когда были собраны элементы конструкции планера, силовой установки, агрегатов, систем управлени€ и приборов, оказалось, что мы располагаем 95 процентами веса пустого самолета. —редний показатель дл€ происход€щих в мире катастроф — около 70 процентов. Ѕыло собрано и выложено по соответствующим местам на стенде макете все остекление фонарей кабин — более тыс€чи осколков. ѕрактически полностью удалось воспроизвести поверхность фонарей, что позвол€ло решить, было или не было столкновени€ с птицами, шарами и зондами, с другими самолетами».
ѕо заклиненному положению механизмов, узлов и деталей; отпечаткам стрелок на шкале; по осыпанию светомассы стрелок были расшифрованы показани€ всех основных приборов, а также установлено положение рулей, элеронов и триммеров на самолете.
ƒиверси€ (взрыв, отравление), пожар, потер€ экипажем сознани€ исключались. ƒо самого конца √агарин и —ерегин сохран€ли работоспособность, умело и энергично пилотировали самолет, наде€сь его спасти.
Ќа Ё¬ћ специалисты провели тщательные расчеты различных видов маневра, который могли совершить √агарин и —ерегин на последнем этапе полета. ¬ итоге вы€снилось, что самолет попал в штопор и быстро потер€л около 4000 м высоты. ¬ качестве возможных причин сваливани€ в штопор указывались следующие: попадание в вихревой след; маневр при уклонении от действительного или мнимого преп€тстви€; воздействие порыва ветра, а также столкновение с шаром зондом или птицей.
—уд€ по отпечаткам на шкале прибора, фиксирующего перепад давлени€ в кабине, перед ударом о землю она была разгерметизирована. ќднако никаких следов столкновени€ на обломках самолета не нашли, поэтому причиной разгерметизации кабины комисси€ признала воздействие на самолет верхушек деревьев.
√осударственна€ комисси€ долго и тщательно изучала обсто€тельства и причины гибели спарки. ƒвадцать дев€ть томов с материалами расследовани€ советское руководство засекретило, что дало лишний повод дл€ вс€кого рода слухов и предположений. “ак, например, говорили, что √агарин и —ерегин (или один из них) были пь€ны. «Ёто абсолютно исключено, — категоричен Ѕелоцерковский. — ƒл€ скептиков и маловеров приведу только одно доказательство — результаты анонимных трижды проведенных в разных институтах химико биологических анализов останков √агарина и —ерегина. јлкогол€ в крови обнаружено не было.   сожалению, эти злые домыслы оказались кое кому весьма выгодны. ¬идимо, это многое списывало…»
— профессором полностью согласен —ергей ћихайлович ≈гупов, ветеран «вездного, многие годы бережно собирающий космическую историю:
«—плетни о том, что ёрий јлексеевич в тот день был пь€н, что ¬ладимир —ергеевич —ерегин был плохим инструктором, — полнейша€ чушь. √де то даже дописались, что √агарина забрали инопланет€не. ѕредставл€ете?!
«аместител€ начальника ÷ентра подготовки космонавтов √агарина прочили в начальники ÷ѕ . ёрий јлексеевич был завален организаторской и общественной работой. ¬добавок он собиралс€ еще раз в космос, был дублером  омарова во врем€ полета «—оюза 1», поэтому хотел восстановить былую летную форму».
”далось установить, что р€дом с истребителем √агарина и —ерегина внезапно оказалс€ другой самолет, — скорее всего, тот —у 11 с бортовым є 36. √агарину пришлось резко уклонитьс€, чтобы избежать столкновени€. ¬озможно, при этом он попал в вихревой след другой машины. Ёто и привело к тому, что «ћи√», у которого из за подвесных топливных баков ухудшена аэродинамика, свалилс€ в штопор. —парка √агарина — —ерегина сделала 3—5 витков, стремительно нес€сь к земле. Ћетчики не рванули ручки на себ€ до отказа, а действовали грамотно — постепенно выводили самолет из пикировани€, достигнув дес€тикратной перегрузки.
«¬осстановим возможный ход событий, — продолжает Ѕелоцерковский. — ¬ результате попадани€ в вихревой след за идущим впереди самолетом 614 м и резкого уклонени€ от столкновени€ (или только по второй причине) самолет √агарина и —ерегина свалилс€ в штопор. Ёкипаж, естественно, стал сразу выводить машину из штопора, наход€сь при этом между облаками и не восстановив пространственной ориентировки. ¬ращение самолета им прекратить удалось. ѕо данным метеопрогноза, летчики знали, что высота нижнего кра€ плотной облачности 900 м. Ќо они не предполагали, что на самом деле было метров на п€тьсот ниже.
Ќе могли они учесть и другого. ћного лет спуст€ после начала исследований новые эксперименты подтвердили любопытный (а дл€ терп€щих бедствие летчиков — трагический) феномен. »звестно, что при быстром снижении высотомер завышает показани€ высоты. —ерегин, видимо, не знал другого: на спарке, где две приборные доски, запаздывание (а следовательно, погрешность в показани€х) приборов увеличиваетс€ примерно вдвое.
Ћетчики были уверены, что после выхода из облаков успеют вывести самолет в нормальное положение, потому и не воспользовались средствами катапультировани€. Ќо им не хватило примерно полутора двух секунд, 200—250 м высоты, — навстречу несс€ лес. —уд€ по результатам медицинских анализов, они даже не успели испугатьс€. Ёто вы€снили по содержанию адреналина в крови…».
√ерой —оветского —оюза, космонавт, генерал полковник авиации √ерман —тепанович “итов, входивший в состав комиссии, говорил в конце 90 х годов:
«»сследование Ѕелоцерковского, на мой взгл€д, единственное более или менее достоверное исследование. ’от€ и у него есть сомнительные места. Ќу попали бы √агарин с —ерегиным в струю —у 11, перевернулись. Ќичего не стоило вывести самолет. я сам с ¬олодей √рушиным как раз на таком самолете с баками крутил перевернутый штопор. —уд€ по отпечаткам на шкале прибора, фиксирующего перепад давлени€ в кабине, разгерметизаци€ кабины произошла еще до удара о землю.  омисси€, занимавша€с€ изучением причин катастрофы, посчитала, что это произошло, когда самолет задел верхушки деревьев. ј € думаю, столкновение в воздухе все же было. Ќо с чем — с птицей, с геодезическим шаром зондом? ”тверждать что то, не име€ доказательств, не хочу. ћне нужно отыскать одну деталь.  огда то мечтал: выйду на пенсию, возьму миноискатель и буду бродить по киржачским лесам. “еперь пенсионер, а свободного времени нет. “огда думал привлечь к поискам пионеров, а теперь и пионеров нет.
»скать нужно обломок самолета. ћи√ 15 √агарина и —ерегина стукнуло что то в полете по правому крылу. ¬о вс€ком стреловидном крыле центр давлени€ не совпадает с центром жесткости. Ќа больших скорост€х возникают колебани€. „тобы погасить их, сделать меньше, став€т противофлаттерный груз законцовку весом 40 кг. ƒумаю, их ударило в конец крыла и правую законцовку отбило. ¬ результате деформаци€, потер€ аэродинамического качества, разрушение остеклени€ фонар€ и катастрофа.
—толкнулись они, по видимому, с подвеской метеорологического зонда, которые запускают в ƒолгопрудном. ќни поднимаютс€ на высоту около 20 км, оболочка лопаетс€, и зонд на «колбасе» спускаетс€. ¬ зоне падени€ самолета нашли восемь старых шаров зондов. ћожет быть, самолет √агарина и —ерегина столкнулс€ с одним из них во врем€ полета.   шарам ведь прив€зывают специальный груз — т€желый. ¬от этот груз и мог долбануть по крылу или кабине.
–азгадка катастрофы в законцовке. Ћева€ была в €ме, правую не обнаружили…»
√енерал ё.¬.  уликов, боевой летчик, занимавший впоследствии посты начальника службы безопасности полетов ¬¬— и того же управлени€ в ћинистерстве обороны, ознакомившись с материалами комиссии, пришел к выводу, что причина трагедии — «катастрофический недостаток летной практики» √агарина и —ерегина.
ќднако члены комиссии космонавты Ћеонов, “итов, летчик испытатель ћико€н, профессор Ѕелоцерковский и другие категорически не согласны с этим утверждением. ќни высокого мнени€ о профессиональных качествах —ерегина: «Ћетное мастерство его получило становление на фронте, где он успешно совершил около 200 боевых вылетов на самолете »л 2. ”частвовал в 19 воздушных бо€х, сбил 3 самолета противника. ¬ 1953 году ¬.—. —ерегин окончил инженерный факультет ¬¬»ј имени Ќ.≈. ∆уковского и в соответствии с его желанием был назначен в испытательный институт ¬¬—. ѕолеты в качестве летчика испытател€ начал на самолете ”“» ћи√ 15. ’ороша€ инженерна€ подготовка, опыт летчика, прошедшего суровую школу войны, позволили ¬ладимиру —ергеевичу быстро войти в строй летчиков испытателей. ≈му не раз приходилось попадать в трудные ситуации, соверша€ сложные испытательные полеты, в том числе по выработке рекомендаций в отношении минимума погоды при заходе на посадку, по установлению летных ограничений и так далее. ¬ 1958 году ему присваиваетс€ квалификаци€ летчика испытател€ второго класса, а в 1967 году — первого класса. — 1964 года он военный летчик первого класса, причем эту квалификацию подтверждал дважды — в 1966 и 1967 годах. »мел почти п€тилетний опыт инструкторской работы. ќбщий налет его составил более 4 тыс€ч часов.  ак летчик он был очень надежен, хладнокровен, весьма квалифицирован и в высшей степени дисциплинирован».
»ногда выражают сомнение, не сказалась ли всемирна€ слава √агарина на его отношении к летному делу. Ќет, ёрий јлексеевич ко всем вопросам летной подготовки относилс€ серьезно.
«ќн хотел летать — ёре, конечно, тошно было от посто€нных выступлений. ћы же в отр€д пришли не за звездами, мы хотели летать! — вспоминает √. “итов. — √агарин был зам. начальника центра по полетной подготовке и не летал! я вывернулс€, стал летчиком испытателем, а его в небо не пускали. ¬от он и насто€л — хотел снова за штурвал, хотел еще в космос слетать».
ѕерерыв в полетах у √агарина был с 27 но€бр€ 1967 года по 13 марта 1968 года. ќн быстро восстановил навыки. ѕоследний контрольный полет, 22 марта, с ним осуществил командир эскадрильи подполковник ј.ћ. ”стенко, который, оценив все действи€ ё.ј. √агарина в воздухе на «отлично», дал разрешение на самосто€тельные полеты.
¬ июле 1988 года ”стенко писал:
«’от€ ё.ј. √агарин был уже известным человеком во всем мире, чувство скромности никогда его не покидало. ќн не требовал к себе особого отношени€, был таким, как многие его товарищи, хот€ по внутренней собранности, аккуратности и настойчивости чувствовалась велика€ сила в этом человеке. ќн имел манеру негромко разговаривать, часто и умело пользовалс€ юмором, что соответственно всех уравнивало, а его делало еще более земным и привлекательным. ¬нутренн€€ дисциплинированность, аккуратность отложили, естественно, отпечаток на всю его профессиональную подготовку.
ё.ј. √агарин все указани€ на полеты записывал подробно. ¬ел, как и все летчики, тетрадь подготовки к полетам. —хемы полета и действи€ свои на каждом этапе им описывались грамотно и досконально всегда были изучены. ќсобые случаи в полете он знал очень хорошо и практически все действи€ отработал на тренажах в кабине самолета. ¬ полет брал накопленный планшет, где были нанесены схемы заходов на запасные аэродромы и пор€док св€зи при выходе на них.
ё.ј. √агарин в кабине самолета чувствовал себ€ уверенно. √отовилс€ к полетам он основательно, не отступа€ от норм и правил. ¬слепую знал расположение кранов, тумблеров. ¬ технике пилотировани€ не допускал резких движений. Ќа замечани€ в воздухе реагировал своевременно».
Ѕывший начальник ÷ентра подготовки космонавтов Ќ.‘.  узнецов утверждает, что инструктору √агарина — —ерегину в полете стало плохо с сердцем и поэтому их самолет врезалс€ в землю. ћол, —ерегин расстегнул прив€зные ремни, чтобы дышать легче было, а потом свалилс€ на ручку, и √агарин не смог его вытащить. «я не хочу ставить под сомнение квалификацию  узнецова, √еро€ —оветского —оюза, — возражал “итов. — Ќу расстегнул прив€зные ремни, которые к креслу катапульте креп€тс€, но легче от этого не станет. ≈сть же еще ремни парашюта. Ќадо опиратьс€ на факты. ј фактов, свидетельствующих о плохом самочувствии —ерегина, нет».
¬ерси€ о неправильных действи€х или недисциплинированности летчиков отвергнута. Ќа последних секундах полета √агарин и —ерегин пилотировали ћи√ 15 без крена и скольжени€, «выжали» из техники все возможное, пыта€сь вывести из пикировани€ и избежать столкновени€ с землей.
 ак утверждают многие, √агарин предчувствовал свою гибель. Ќезадолго до смерти он пригласил в гости своих братьев, сфотографировалс€ с ними. ∆ене, котора€ лежала в  унцевской больнице, пообещал, что навестит ее после полетов — 27 марта. » вдруг, как рассказывал личный шофер √агарина, 26 марта вечером мен€ет свое решение и едет к жене.
» в день гибели мужа ¬алентина »вановна не находила себе места. »з больницы несколько раз звонила домой, но телефон молчал; тогда она позвонила сосед€м. “е сказали, что дома все нормально, просто телефон отключилс€.  огда к ней в больницу пришли ¬. “ерешкова, ѕ. ѕопович, ј. Ќиколаев и Ќ.  аманин, она сразу пон€ла, что случилась беда.
28 марта, в восемь часов вечера, в морг госпитал€ имени Ѕурденко доставили два ведра останков.  осмонавтов вызвали на опознание.
«ѕрирода распор€дилась так, чтобы никаких сплетен не оставалось, — вздыхает космонавт ¬италий »ванович —евасть€нов. — Ќа столе лежали два правых уха с кусочком кости черепа и волосами. Ѕольше того, за одним ухом была родинка, как бородавка на ножке. Ёта была родинка ёры. ≈го даже когда стригли, он просил осторожнее, чтобы не задеть. ћы тогда отстригли волосы, положили в конверт и отдали ¬але».
«¬ крематорий мы приехали к 9 утра. ” дверей уже сто€ли Ћеонов, “ерешкова и другие космонавты: „Ќе пускают нас!“ — рассказывает брат √агарина — ¬алентин. — ћы быстрее звонить Ѕрежневу. “от долго думал, но дал согласие, с условием не открывать гроб. Ќачальником похоронной бригады был јндри€н Ќиколаев. ќн бо€лс€ нарушить приказ Ѕрежнева, но, когда мы его к стенке прижали, согласилс€. √роб вскрыли: в целлофановом пакете лежали человеческие останки… «акрыли крышку, нажали кнопку, и гроб медленно пошел в печь…».
«Ќам тогда говорили, что похороны √агарина можно сравнить только с похоронами Ћенина, — вспоминает сестра √агарина — «о€ јлексеевна. — ћы трое суток просидели под эту жуткую траурную музыку…».
“ридцатого марта урны с прахом ёри€ √агарина и ¬ладимира —ерегина замуровали в  ремлевскую стену на  расной площади.
 
ЌашЄл сайт, где можно смотреть пoрно бесплатно, без регистрации

Ќастроение сейчас - злое

–убрики:  бред


ѕроцитировано 1 раз



Piesha   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 05 —ент€бр€ 2014 г. 14:19 (ссылка)
√де можно скачать эту книгу?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Witch_you   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 05 —ент€бр€ 2014 г. 15:52 (ссылка)
»сходное сообщение Piesha
√де можно скачать эту книгу?
¬ инете...  нига называетс€ "100 великих авиакатастроф"
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку